Вопросы и ответы по Библиотечному маркетингу

Возникновение маркетинга.

Понятие “маркетинг”

Термин “маркетинг” (от англ. market – “рынок”) обозна­ча­ет ориентацию на рынок, деятельность в сфере рынков сбыта.

Маркетинг возник в начале ХХ в. в США и предполагал толь­ко экономическую деятельность по продвижению това­ров и услуг от производителя к потребителю.

Распространение маркетинга проходило быстро. В 1902–1910 гг. в программу подготовки будущих бизнесменов в ведущих университетах США – Гарвардском, Пенсильван­ском, Висконсинском и др. – был введен курс организации и методики сбытовых операций. В рамках данного курса рассматривались вопросы обеспечения сбыта, эффективной торговли и рекламы. Результатом практической реализации теории маркетинга явились создание в крупных монополиях отделов исследования рынка, появление коммерческих орга­низаций по оказанию маркетинговых услуг. Таким образом, за короткий промежуток времени маркетинг как теорети­чес­кая концепция достаточно быстро оказался востребованным бизнесом, стал развиваться как прикладная наука.

Период с конца XIX в. и до 1920-х гг. рассматривается как первый этап становления и развития концепции маркетинга. Разразившийся в 1929–1933 гг. мировой экономический кри­зис показал, что первоначальная трактовка маркетинга в усло­виях высокого уровня развития экономики неприемлема, ее необходимо было привести в соответствие с достигнутыми к тому времени рыночными механизмами хозяйствования. В результате маркетинг стал составной частью управленческой деятельности предпринимательских структур, направленной на разработку и продвижение продукции к потребителям. Такой подход существовал примерно до 1960-х гг. К этому времени в странах с развитой экономикой была создана новая система регулирования производственно-сбытовых процес­сов, обусловленная значительным увеличением производства товаров, объем которых превышал реальный спрос. В итоге в теории маркетинга был сделан акцент на конкретного потре­би­теля с его реальными нуждами и потребностями и сфор­мировалась современная концепция маркетинга. В соот­вет­ствии с ней вся деятельность предприятия должна осу­ществляться с учетом состояния рынка, основываться на знании нужд и потребностей покупателей, их оценке и учете возможных изменений в будущем.

В советской практике маркетинг появился не сразу. Пер­во­на­чальное использование слова “маркетинг”, а в большей сте­пени его синонимов “рынковедение” и “потребинг” дати­рует­ся 1960-1970 гг. В эти годы само упоминание слова “маркетинг” в позитивном ключе было крамольным. Только с конца 1980-х гг. наметилось повышение статуса маркетинга в нашем обществе. Определенную роль в этом сыграло подпи­са­ние в 1975 г. Заключительного акта Хельсинского совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором в так называемой третьей корзине содержался раздел “Марке­тинг”.

Понятия “бизнес”, “менеджмент”, “ноу-хау”, “маркетинг” и другие вошли в словарный запас русского языка в 1990-е гг. Умение оперировать подобной терминологией стало призна­ком успешности.

Но и до середины 1990-х гг. в нашем обществе продолжало доминировать восприятие маркетинга как западного феноме­на. Только реальные объективные процессы, произошедшие в нашем обществе, сыграли положительную роль в укреплении позиций маркетинга, его востребованности. Прошлым стало централизованное распределение ресурсов, на смену “рынку продавца” пришел “рынок покупателя”.

Заметным явлением 1990-х гг. стало применение марке­тин­га в образовании, политике, науке и культуре. Сейчас ни одно высшее учебное заведение не обходится в программе под­готовки специалистов без курса маркетинга. Сформи­ро­ван перечень специализированных периодических изданий по маркетингу.

Одним из самых знаменательных явлений можно считать то, что позитивные изменения в отношении к маркетингу коснулись властных структур. Для глав городов, областей принципиальными стали такие проблемы, как использование средств маркетинга в предвыборной кампании, продвижение на рынок продукции определенной территории, стимулиро­вание притока необходимых ресурсов, инвестиций, создание положительного образа конкретной местности. Принципы и методы маркетинга активно стали использоваться в неком­мер­ческих учреждениях.

Безусловно, в странах СНГ маркетинг проходит трудный путь развития. Это проявляется в особых условиях осуще­ствле­ния, разных уровнях развития рынка, социальных сте­рео­типах и традициях. Любая конкретная область деятель­нос­ти придает ему новые векторы рассмотрения вопросов и проблем. Именно эта полифункциональность породила мно­же­ство определений. Приведем некоторые из них, которые, на наш взгляд, в большей степени позволяют отразить сущ­ность понятия “маркетинг”.

1. Управленческая концепция, обеспечивающая рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности (Г.Г.Аб­ра­мишвили);

2. Совокупность процессов планирования, создания, про­дви­жения и распределения товаров и услуг (Американская ассоциация маркетинга);

3. Система действий, включающая исследование, анализ, планирование, осуществление и контроль программ, пред­наз­на­ченных для изучения (В.Благоев);

4. Вид человеческой деятельности, направленный на удов­ле­творение нужд и потребностей пользователей (Ф.Котлер);

5. Маркетинг не следует отождествлять с продажей товара. Если функция торговой системы состоит в том, чтобы убе­дить покупателя купить то, что уже произведено, задача мар­ке­тинга есть поставка на рынок того товара, в котором по­тре­би­тель действительно нуждается (Т.Левитт);

6. Маркетинг– это система действий, философия и жиз­нен­ная позиция.

Как видим, в этих определениях маркетинг трактуется как научная дисциплина, вид деятельности, концепция управ­ле­ния, новая система взглядов на рыночное общественное про­из­водство, образ мышления и т.д. Общими моментами, объе­ди­няющими все определения маркетинга, являются рыночная концепция управления и направленность на удовлетворение нужд и потребностей человека.

 

Вы здесь: Home Библиотечное дело Вопросы и ответы по Библиотечному маркетингу