Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к экзамену по русской литературе XX века

Ответы к экзамену по русской литературе XX века (1940 – 1985)

 

Особенности литературы военных лет

Поэзия военного времени явилась своеобразной художественной летописью судеб человеческих, судеб народных. Это не столько летопись событий, сколько летопись чувств - от первой гневной реакции на вероломное нападение гитлеровской Германии:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой! -

до итогового напутствия пережившим войну хранить Отчизну

И беречь ее свято,

Братья, счастье свое -

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

Стихи военных лет помогут заново пережить и богатейший диапазон чувств, рожденных этим временем, и их небывалую силу и остроту, помогут избежать ошибочного, одностороннего представления о войне-победе с развернутыми знаменами, оркестрами, орденами, всеобщим ликованием или о войне-поражении с неудачами, смертями, кровью, слезами, стоящими в горле.

Традиции литературы Великой Отечественной войны — это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы успехи, которыедостигнуты советской “военной” прозой сегодня.

Свое дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Продолжал работу над романом “Они сражались за Родину” Шолохов. Появились в первое послевоенное десятилетие и ряд произведений, над которыми плодотворно работали такие писатели, как Симонов, Коновалов, Стаднюк, Чаковский, Авижюс, Шамякин, Бондарев, Астафьев, Быков, Васильев.

Значительных успехов военная проза достигла на современном этапе своего развития.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой “второй войны”, писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 50-х — начале 60-х годов. Это такие прозаики, как Бондарев, Быков, Ананьев, Бакланов, Гончаров, Богомолов, Курочкин, Астафьев.

В творчестве писателей-фронтовиков, в их произведениях 50—60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия усиливался трагический акцент в изображении войны.

Война в изображении прозаиков-фронтовиков — это не только и даже не сколько эффектные герои ческие подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели “второй войны”.

Тема Великой Отечественной войны — вообще центральная в творчестве Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий Константина Михайловича Симонова (выезжал в качестве корреспондента в места боев). Свидетель и участник грандиозных событий, он почти все свои произведения посвятил событиям военного времени. Сам Симонов отмечал, что почти все, что им создано, “связано с Великой Отечественной войной” и что он “до сих пор был и продолжает оставаться военным писателем”.

Симонов создал стихотворения, вписавшие его имя в историю поэзии Великой Отечественной войны. Его перу принадлежат пьесы о войне, о себе он говорит так: “Я сам себя ощущаю прозаиком. Все главное в моей работе много лет уже связано с прозой...”

Проза Симонова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, роман “Товарищи по оружию”, трилогия “Живые и мертвые” — все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства.

Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей “второй волны”, многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.

Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.

Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой — опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма. Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.

Самые достоверные произведения о войне создали писатели-фронтовики: В.К. Кондратьев, В.О. Богомолов, К.Д. Воробьев, В.П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, Ю.В. Бондарев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, Э.Г. Казакевич, М.А. Шолохов. На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с фашизмом. Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции. В первый день войны А. Сурков обратился к стране со стихотворением "Присягаем победой". К. Симонов в грозные предвоенные годы писал, что перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдет на штыки. А когда ранним июньским утром в родной дом вломилась коричневая чума, писатели одели военные гимнастерки и стали армейскими корреспондентами. На страницах "Правды", рядом с военными сводками и фронтовыми корреспонденциями стали появляться такие стихотворения, как "Мужество" А. Ахматовой и многие другие.

Военная тема ушла из литры только в 2001 со смертью Астафьева. Контроль гос-ва над лит-рой не ослаб во время войны, но темы для произведений диктовала сама жизнь. Литература была более правдивой и искренней: писатели не чувствовали прежней силы цензуры просто потому, что из-за войны они сами хотели писать на такие темы, про то, что и цензура одобряла (есть оговорки. Пример: пленные и еще нек).

Писатели теперь чаще были фронтовыми репортерами, а не сидели в кафе.

Все это отражалось на пафосе произведений о войне.

Тогда газета очень сильно влияла на лит процесс. Там и новости узнавали о войне, и читали.

Газета "Правда" - "Киров с нами" Тихонов; "Василий Теркин"; Корнейчук пьесу "Фронт"; А. Фадеев "Молодая Гвардия".

Писатели устраивают радиомитинги, где читают стихи; встречаются с фронтовиками как волонтеры. Празднуются юбилейные даты писателей во время войны.

Жанровая специфика лит процесса.

Главенствуют публицистика и беллетристика (литра кот рассказ о жизни частного чел-ка).Укрепляются позиции лирики и сатиры.

ПОЭЗИЯ

осн жанр - лирика. Мгновенный отклик в сердцах читателей

поэты - не откуда-то сверху, а рядом. Они с читателем более, чем когда-либо стали близки.

Н. Чуковский - "В осажденном Ленинграде удивительно много читали и писали. Писали стихи"

ведущий жанр - лирич песня:

- Алексей Сурков - "Землянка"

- Михаил Исаковский - "Огонек", "В прифронтовом лесу", "Катюша".

Высокая лирика:

А. Ахматова "Клятва", "Мужество" и проч.

Симонов - "Жди меня" посв Валентине Серовой, жене.

Павел Антакольский - поэма "Сын"

эпическая поэзия

- Ахматова - Поэма без героя;

- Твард - Василий Теркин

ПРОЗА. .Гл жанр - очерк

Илья Эренбург - "Война", это книга очерков. Он был военным корреспондентом и в своих очерках защищал общечеловеческие ценности. Фашизм по Эренбургу - это угроза мировой культуре. Это мировое зло.

Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Леонов - они писали о вопиющ жестокости противника и о патриотизме наших.

Публицистика оказывает влияние на худ культ-ру: бедность псих характеристик, описыв конкретные эпизоды.

Повести:

- Гроссман "Народ бессмертен"

- А. бек "Волоколамское шоссе"

- К. Воробьев "Это мы, Господи!"43 год, опубл в 86-ом. "Убиты под Москвой", "Кремлевские курсанты" он сам был тем Кремл курсантом. Выжил, был в плену. Пока отсиживался, написал "Это мы, Господи!". Он первый сказал о плене сов челка. Так как тогда пленных считали предателями.

К. Воробьев "Это мы, Господи!"

Гл герой - Сергей Костров. Эпиграф из слова о полку Игореве" - лучше быть убитыми от мечей, чем от рук поганых полонену.

Он придерж традиций летописей, т.е. правдиво отражает детали происходящих событий.

В повести обилие зла. Повесть написана в традициях путевого очерка. Для того, чтобы смягчите ужас, автор дает пейзаж. Но и тот получается страшным и уродливым.

ЭПОС. Во время войны появл-ся романы.

Писатели обращаются к истории. Пр: "Батый" Ян; Ал Толстой "3-ий том Петра 1";

Шолохов "Они сражались за родину"- незакончен. А Фадеев - его роман - первый законченный. Контроль госсва за лит процессом. Совещание писателей проводится постоянно, корректируется темой их произведений.

Зощенко - "Перед восходом солнца". Он говорил, что это антифашист книга, но там ничего про фашистов. Он видел вокруг себя войну и попытался осмыслить фашизм как явление, которое будит в челке звериное. И люди, мол, подчин фашист идеологии из-за страха. Когда люди боятся, они перестают быть людьми. Солнце как разум. Страх = нет разума, нет солнца.

ДРАМА

Театр оказ на фронте - 4 фронт театра. Они на грузовиках приезжали в расположение частей и разыгрывали сценки.

Леонов Корнейчук "Фронт", Симонов

Актуальность соед с лиризмом. Эпика с психологизмом. Бытовые картины с трагедией.

Ведущим явл героич начало.

Леонов "Нашествие" - поставлена в 42-ом. Ставилась в Москве и послевоенной Европе.

Гл герой - Федор Таланов возвр из лагеря. Приходит в тот день, когда там появл фашисты. Он зол на тех, кто отправил его в лагерь. Он преодолевает ненависть к тем людям, из-за которых он оказался на войне и вновь готов защищать свою Родину. Над фрицами постоянно шутили и изображали как полных идиотов, чтобы их не боялись, чтобы было легче бороться, легче убивать.

Говорящие фамилии: Фавнин. Главное чувство, которое дб испытывать зритель - презрение к врагу.

Шварц Дракон - 43 год. Спектакль запрещен.

44 год - начинает снова работать совет пропаганда. Пропаганда начинает работать против писателей. Газ Правда - "Пошлая и вредная стряпня Корнея Чуковского". Корнейчук пытался показать, что даже на войне дети остаются детьми. Правде это не нра.

Вы здесь: Home Литература Ответы к экзамену по русской литературе XX века