Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы на экзаменационные вопросы по истории русской литературной критики 18-19вв.

Литературно-критическая деятельность Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов(1711-1765)-имел огромное влияние на развитие не только русской критики, но и являлся истинным реформатором русского языка, литературы стихосложения. Активно включился в обсуждение проблемы русского стихосложения, поднятую Тредиаковским. В «Письме о правилах российского стихотворства»(1739) он объявил силлабо-тонический принцип стихосложения наиболее подходящим духу русского языка, выделив среди остальных стихотворных размеров ямб.(хоть ямбические стихи и трудно сочинять, они красоту умножают). Это выступление заставило Тредиаковского пересмотреть ряд своих положений, признать ямб и полностью отказаться от силлабики. Ломоносов, автор «Риторики»-1748, «Российской грамматики» и «Предисловия о пользе книг церковных»- 1758, стал подлинным реформатором русского языка. В последней из указанных работ Ломоносов изложил учение о трех штилях, разграничив разные стихии языка и закрепив за ними определенные жанры. Высокий стиль характерен для героической поэмы, оды и речей «о важных материях». Среднего, посредственного стиля должны придерживаться театральные сочинения, сатиры, элегии, эклоги и стихотворные дружеские письма. Низкий стиль подходит комедиям, эпиграммам, песням, дружеским посланиям в прозе. В отличие от Сумарокова и Тредиаковского, Ломоносов не оставил развернутых статей и как полемист выступал главным образом в стихах. Несмотря на то, что Ломоносов ратовал за соблюдение классицистических канонов(ровности слога, чистоты стиля), некоторые его произведения им противоречат. Так, Сумароков подверг критике его «Оду на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» 1747.

Сумароков порицал поэта за метафорические вольности, метонимические переносы, отсутствия ясности в некоторых стихах. Именно сумароковская придирчивая критика помогла увидеть моменты преодоления классицистических норм в творчестве Ломоносова. Следовательно, Ломоносов как поэт пошел дальше классицистов своего времени, отступая от норм классицизма, связывая в своих произведениях идеал высокого с мечтой о могуществе России, о расцвете наук и искусства. Рассуждал Ломоносов и об условиях, необходимых для того, чтобы стать хорошим писателем («О нынешнем состоянии словесных наук в России»). Говорит о том, что человеческому обществу необходимы упражнения в словесных науках, о чем свидетельствуют народы с вековой литературной традицией(Франция). На такие народы начинающим авторам нужно опираться как на примеры. Язык автора должен быть чист и лаконичен и тогда он украсит народную литературу. Многие авторы в нашем отечестве своими незрелыми сочнениями подают плохой пример юношеству, дают им ложные понятия, которые искоренить будет трудно. Красота русского языка видна из древних книг, когда никаких правил к сочинению не было, писали как думали и в этом истинная красота народного творчества. В отношении критики нельзя не выделить статью Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов»-1754., в которой Ломоносов выступил с требованием объективного разбора сочинений, разработал этический кодекс деятельности критика и журналиста(7 заповедей). Критик должен трезво оценивать свои силы, не высказывать глупых идей, мыслей. Должен отказаться от предвзятых суждений, не смотреть на писателя как на врага. В критическом разборе не должно быть суждений легкомысленных. Критик не должен спешить с осуждением гипотез автора. Нельзя присваивать себе чужие мысли. Должен прочувствовать произведение, уловить авторские мысли, противопоставить им дельные возражения, если таковые возникли. Критик не должен считать себя более умным и талантливым, чем писатель, обязан быть с ним наравне. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Л. изложил учение «о трёх штилях». Новаторство Л.-критика. Решительно порвал с силлабическим стихосложением. Исходя из духа русского языка,он объявил силлабо-тонический принцип стих-жения пригодным для всей тогдашней русской поэзии. Л. Особенно предпочитал ямб,т.к. ямб-самый гибкий размер и по числу возможных ритмов богаче других размеров.

Л.стремился эстетически осмыслить динамику ритмов. В «Кратком руководстве к красноречию» Л. Разработал основные начала русской эстетики поэтики,учил искусству «красно говорить» и писать.При всей заботе о «красном говорении» поэзия имеет конечную цель – истину. Также Л.сформулировал основные качества тропов, обогащая классификацию примерами. В «Риторике»,проводится ещё одна ценная тема-об «эрудиции» оратора. Л.настаивает на специальной учёбе оратора,поэта. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Л. Раскрыл объективное соотношение различных стихий в рус.лит.яз-ке.Решая проблему соотношения церковосл-го и рус-го языков, он подчёркивал значительную их родственность.Создавая «теорию трёх штилей»,Л. Хотел дать простор разговорной,народной речи. Л. Не только разгораничил разные стихии языка, но и последовательно закрепил за ними определённые жанры.К высокому стилю он отнёс героические, оды. К среднему- театральные сочинения,дружеские письма о высоких предметах,элегии.К низкому стилю- комедии,эпиграммы,песни и обыкнов.письма. «Письмо о правилах российского стихотворства»,«Краткое рувов-во по красноречию» и «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» образуют цикл наиболее теоретических работ в критическом наследии Л. Но у него намечалась и чисто прикладная критика,со своим кругом актуальных вопросов.Сюда можно отнести «Рассуждение об обязанностих журналистов…», «О качествах стихотворца рассуждение». В пылу полемики, Л. Старался преподать образцы объективного разбора сочинений, разработать морально-этический кодекс деятельности критика и журналиста.

В 1757 году Ломоносов пишет «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», в котором разрабатываются проблемы стиля,

поэтического слога, устанавливается природа «речений» в современном живом русском языке и излагается знаменитая теория «трех штилей». К

высокому стилю Ломоносов предлагает относить слова, используемые в церковно-славянском языке и общеупотребительные. Посредственный, или

средний стиль образуется из слов церковнославянских, малоупотребительных в разговорной речи, но всем грамотным людям понятных. К низкому стилю следует относить слова, отсутствующие в церковных книгах, то есть слов живой, разговорной речи.

Вы здесь: Home Литература Ответы на экзаменационные вопросы по истории русской литературной критики 18-19вв.