Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы на экзаменационные вопросы по истории русской литературной критики 18-19вв.

К.Н. Батюшков – критик

Он был антологическим поэтом, переводчиком, италофилом. Он был романтиком, у него особый тип романтизма – неоклассицистический романтизм. Он находится между классицизмом и романтизмом. Критика у него на свои оригинальные темы. Создает критические сатиры-манифесты. Батюшков не участвовал в критических полемиках своего време¬ни, не публиковал статей о литературных новинках, и все же в слож¬ном хоре голосов русских критиков первой четверти XIX в. ясно зву¬чал его голос. Многие современники отмечали его изысканный вкус, тонкий ум и разностороннюю образованность; его критическими за-мечаниями дорожили Жуковский и Вяземский, присылавшие Батюш¬кову свои новые произведения. Главные черты облика Батюшкова-критика — независимость от господствующих литературных мнений и сознательно избранная позиция дилетанта в литературе, открывающая широкие возможности для творческих поисков. Молодой Батюшков ярко заявил о себе сати¬рой «Видение на брегах Леты» (1809), ставшей своеобразным литера¬турным манифестом и положившей начало богатой литературно-сати¬рической традиции общества «Арзамас», которая развивала основные мотивы его произведения Статья «Рассуждение о легкой поэзии». В 18 в. не было легкой поэзии, была анакреонтика. В конце 18 в. под французским влиянием появляются элементы легкой поэзии: в барковиане, в гусарщине Давыдова, в анакреонтике. Эти три направления начали формировать русскую легкую поэзию. Батюшков пишет статью «Влияние русской легкой поэзии на язык». Определяет жанры легкой поэзии. Тематически она проявляется в изображении интимной жизни человека, она разрабатывает язык чувств. Классиками легкой поэзии он считает Майкова и Богдановича («Душенька»). Название речи более узкое, чем ее содержание. Все,что Батюшков говорил о "легкой поэзии" имело непосредственное отношение к творчеству вообще. Он считал, что "легкий" род поэзии (эротические стихотворения, дружеские послания. мадригалы, баллады, басни и проч.) теснее, чем какой-либо другой род, связан с жизнью и обладает большими возможностями для развития: "Сей род словесности беспрестанно напоминает об обществе; он образован из его явлений, странностей. предрассудков и должен быть ясным и верным его зеркалом". Вот эти "странности" и вели к открытию личности, т. е. главного принципа романтизма, к сосредоточению внимания на "себе", что ярко отразилось в лучших медитативных стихотворениях Батюшкова. Романтическое течение, возглавлявшееся Жуковским и Баюшковым, оставило яркий след в тогдашней литературной жизни. Главным предметом споров с классицистами были проблемы творчества Жуковского, его баллады, эллегии, фантастика. И все же реальная поэтика этого течения обобщалась в критике слабо. Участники течения, за исключением Батюшкова, не оставили серьзных работ по теории своих жанров.

Статья «Нечто о поэте и поэзии» (1815, «В.Е.»)

поэзия – «пламень небесный», «сочетание воображения, чувствительности и мечтательности»

душа поэта в минуты вдохновения сравнивается с растопленным в горниле металлом

споря с эстетикой классицизма, он утверждал, что «изучение правил, беспрестанное и упорное наблюдение изящных образцов» недостаточно для поэта, потому что надобно, чтобы вся жизнь его была подчинена искусству;

приписывает поэту особенный образ жизни – «пиитическую диэтику», первое правило ктрой – «живи, как пишешь, и пиши, как живешь»

тема уединения поэта от светской суеты рассмотрена на примерах фактов из биографий известных поэтов

Эстетическая программа Батюшкова сформулирована им в работах "Нечто о поэте и поэзии"(1815), "Речь о влиянии легкой поэзии на язык"(1816).

В статье "Нечто о поэте и поэзии" содержатся типичные для романтической эстетики утверждения:здесь, например, говорится, что поэзия-это "пламень небесный, который входит в состав души человеческой... сочетание воображения, чувствительности, мечтательности". Вместе с тем он считает вдохновение чем-то не зависящем от обстоятельств. "пиитеческая диэтика", т. е. "особенный образ жизни", когда "поэзия требует всего человека", формирует творческий дар. Первым правилом своей "пиитической диэтики" Батюшков провозгласил близкий Карамзину тезис:"...живи, как пишешь, и пиши, как живешь". Требование "всего" человека уводило от рационал. классицизма и "чувствительности" сентиментализма в сторону романтической слиянности с жизнью.

Наиболее развернуто свою программу Батюшков изложил в "Речи о влиянии легкой поэзии на язык". Название речи более узкое, чем ее содержание. Все,что Батюшков говорил о "легкой поэзии" имело непосредственное отношение к творчеству вообще. Он считал, что "легкий" род поэзии (эротические стихотворения, дружеские послания. мадригалы, баллады, басни и проч.) теснее, чем какой-либо другой род, связан с жизнью и обладает большими возможностями для развития: "Сей род словесности беспрестанно напоминает об обществе; он образован из его явлений, странностей. предрассудков и должен быть ясным и верным его зеркалом". Вот эти "странности" и вели к открытию личности, т. е. главного принципа романтизма, к сосредоточению внимания на "себе", что ярко отразилось в лучших медитативных стихотворениях Батюшкова. Романтическое течение, возглавлявшееся Жуковским и Баюшковым, оставило яркий след в тогдашней литературной жизни. Главным предметом споров с классицистами были проблемы творчества Жуковского, его баллады, эллегии, фантастика. И все же реальная поэтика этого течения обобщалась в критике слабо. Участники течения, за исключением Батюшкова, не оставили серьзных работ по теории своих жанров.

Вы здесь: Home Литература Ответы на экзаменационные вопросы по истории русской литературной критики 18-19вв.