Ответы к зачету по истории литературы США

Философия мужества в Северных рассказах Джека Лондона

Джек Лондон по-своему оспаривал представление о неотвратимой предопределенности судьбы. На страницах его «северных» рассказов действуют люди, самоутверждающиеся благодаря энергии, предприимчивости, отваге. Это персонажи исключительные, возвышающиеся над бытом. В этот главенствующий характер, часто называемый «джеклондоновским», писатель, безусловно, вкладывал немало личного. Но автобиографизм Лондона, как и большинства писателей, неправомерно абсолютизировать, видя в его героях лишь проекцию авторской индивидуальности. С первых же шагов Лондона в литературе обозначились самобытные черты его художественного почерка. Он сторонник реализма, но не «приземленного», а, напротив, одухотворенного романтикой, как бы поднимающей читателя нал повседневностью. Это, условно говоря, поэтический, романтический реализм. Но есть в нем и натуралистические элементы, акцентировка биологического начала.

Новеллы Джека Лондона, как правило, остросюжетны и динамичны. Надолго остаются в памяти читателей северные пейзажи, на фоне которых действуют его герои, поставленные в экстремальные обстоятельства.

Типология джеклондоновских героев. Писателя неизменно притягивали бескорыстие, дружба, столь решительно и ярко проявлявшиеся на Севере. Носителем этих качеств был Мейлмот Кид, «сквозной» герой нескольких новелл Лондона («Белое безмолвие», «Северная Одиссея» и др.). Он предан друзьям, доброжелателен к индейцам; когда погибает его товарищ Мейсон, раздавленный неожиданно упавшим на него деревом, Мейлмот Кид берет на себя заботу о его вдове. Благороден и Хичкок из новеллы «Там, где расходятся пути», который призывает своих друзей-золотоискателей не допустить ритуального жертвоприношения индейской девушки. Героям Лондона приходится преодолевать холодную пустыню («Мудрость снежной тропы»), переживать смертельную опасность на острове, будучи отрезанными от материка начавшимся ледоходом («У конца радуги»). Пафосом мужества одушевлен знаменитый рассказ «Любовь к жизни» (1906).

Остается в памяти образ юноши Фелипе Ривера из новеллы «Мексиканец», написанной уже в поздний период творчества Лондона, в 1912 г. Он фанатично предан революционному делу, народу. Восставшим нужны деньги для покупки винтовок, и, чтобы заработать их, юноша выходит на ринг, яростно сражается с профессиональным боксером Дэнни и побеждает.

Среди героев Лондона немало женщин самоотверженных, способных на героизм. Они готовы делить с мужчинами невзгоды. Пассук ради спасения любимого человека идет на все, жертвует и родным братом, и собой («Мужество женщины», 1900). Напоминает Пассук другая лондоновская героиня — Лабнискви из рассказа «Тайны женской души». Не уступает в мужестве и воле мужу Акселю Гундерсону Унга из «Северной Одиссеи». В этих женщинах привлекает чувство собственного достоинства. Дочь вождя одного из племен отказывается стать женой вождя соседнего племени Киша, потому что тот опозорил себя трусостью («Киш, сын Киша»). По той же причине Уна отказывается признать своим мужем Негора («Трус Негор»), Все препятствия преодолевает Эдит Нелсон, чтобы предать убийцу правосудию («Неожиданное»).

Перед лицом соблазна богатством, которое обещает Север, обнажаются и отрицательные качества людей: алчность, трусость, вероломство. Джекоб Кент из рассказа «Человек со шрамом» (1900) — маньяк накопительства, для которого золото — предмет слепой страсти. Завистники и лентяи — герои новеллы «В далекой стране». Одичав, они вступают в смертельную схватку и гибнут.

Вы здесь: Home Литература Ответы к зачету по истории литературы США