Ответы к зачету по истории литературы США

История и значение жанра новеллы в американской литературе

Связ. с ам. менталитетом. Стремление получить много за короткое время. Жанр новел нач. с Ирвинга. Оч. сжатая форма – 1 событие с 1 чел за 1 день. В конце 19 в в Ам. новелла переживает бум – сюжетная новелла. Основывается на фабуле, финал д.б. непредсказуем. Н. возникает в эп. возрождения в Италии. Желат. оптимистичная развязка. Н. рассчитана на шир. вкус. Параллельно форм. аналитич. новелла. Упор на обстоятельства, характер. Пр. Хемлет «столбовые дороги», Крейг «Шлюпка». Усилие против судьбы. 20 в. появл. 3 тип новеллы – бессюжетная, психологич. новелла – Шервуд Андерсон, предшественник Хэмингуэя.

В первой половине 19 века новелла была достаточно распространенной жанровой формой в Америке. Новеллы, которые главным образом печатались в популярных журналах, были именно тем средством, благодаря которому некоторые самые характерные произведения лучших американских писателей получили одобрение публики. Форма короткого занимательного повествования стала типичной для американской литературы.

В этом жанре работал и Эдгар Аллан По - непревзойденный мастер американской новеллистики.

С 1819 года, когда В.Ирвинг опубликовал серию рассказов «Книга эскизов», новеллы занимают значительное место в творчестве всех американских прозаиков романтизма, кроме Ф.Купера. Новелла становится массовым журнальным жанром, хотя и не имеет ясной жанровой теории. Многие авторы, пытавшиеся работать в этом жанре, «едва подозревали, что между романом и новеллой есть иная разница, кроме числа страниц» ]5, с.164[. Эдгар По поставил своей задачей исправить это положение. Его заслуга состоит в том, что он придал жанру новеллы законченность, создал ясную и четкую теорию, определив те черты, которые мы сегодня считаем существенными при определении американской романтической новеллы. По словам А.Зверева, «это первый американский писатель, получивший мировую известность и завоевавший молодой американской литературе «право гражданства» в сознании многоопытного и взыскательного европейского читателя»

Свою теорию жанра Э. По изложил в трех критических статьях о Готорне, опубликованных в 40-х годах 19 века и в статье «Философия творчества» в 1846 году. По считал, что главное в новелле - это создание у читателя мощного эмоционального впечатления. «Основопологающим принципом для этого являлось правильное построение композиции произведения и подбор художественных средств, которые наилучшим способом служили бы созданию основного эффекта» ]15, с. 234). Это эмоциональное потрясение в сознании читателя По называл «totality effect». Его наступление, по мнению По, должно совпадать с кульминационным моментом повествования. Именно поэтому неожиданные драматические развязки его произведений вызывали неизгладимое эмоциональное впечатление в сознании читателей. При этом основной целью автора становится максимально возможное эмоциональное воздействие. Э.По также считал, что во всем произведении не должно быть ни одного слова, которое прямо или косвенно не вело бы к задуманной цели. Каждая деталь играет важную роль и нельзя пренебрегать ни одной. Например, тонкая, едва заметная трещина на фасаде дома Ашеров символизирует собой едва зарождающийся процесс распада, окончившийся полным разрушением особняка.

Только собирая и связывая вместе все детали повествования, читатель приходит к конечному единству, заключающему в себе основной авторский замысел, который и был для автора исходным пунктом построения рассказа. Во многих произведениях Э.По кульминация завершает повествование. Писатель объясняет это тем, что достигнутое единство впечатления должно быть запечатлено в памяти читателя на самой высокой ноте При этом, если начало и развитие действия изобилуют подробностями, то развязка выписана с предельной лаконичностью. Заключительные же картины в новеллах По разворачиваются обычно в ускоренном темпе, способствуя наращиванию напряжения, а в финале происходит эмоциональный взрыв, который усиливает впечатление.

Говоря об американской литературе 19 века необходимо отметить, что на раннем этапе развития американской новеллистики значительное количество рассказов того времени имело подражательный характер. При чем образцом служили рассказы ужасов, печатавшиеся некоторыми европейскими журналами. Эти рассказы были полны приведений, чудовищных тайн, фантазий.

Тридцатые и сороковые годы XIX века обнаруживают с полной ясностью тенденцию американской прозы к развитию жанра «короткого рассказа», тогда как английская литература культивирует в это время роман. К середине века и в Англии, и в Америке начинают играть большую роль и расти в количестве различные периодические издания. В английских периодических изданиях печатаются преимущественно большие романы Бульвера, Диккенса, Теккерея, а в американских - основное место занимают короткие рассказы. Это, между прочим, хорошая иллюстрация того, что развитие короткого рассказа в Америке нельзя считать простым следствием появления журналов. Укрепление жанра «короткого рассказа» связано с распространением журналов, но не порождено им.

Основной составляющей короткого рассказа становится «американский юмор». Юмористический бытоописательный рассказ 30-х г. складывается в основном на фольклорной почве. А существенным элементом американского фольклора явилось устное творчество негров, которые принесли с собой традиции африканского примитивного эпоса.

Особенности развития жанра во второй половине 19 века. В 60-70-х г. развитие американского короткого рассказа связывается с именами таких писателей, как Брет Гарт, Твен, Кейбл. Основной темой у них становятся общественные и частные отношения на колонизируемых землях.

В 80-90-х годах появляется новое поколение писателей (Гарленд, Норрис, Крейн), которых характеризуют как представителей американского натурализма. Их натуралистический короткий рассказ рисует американскую жизнь в резких и суровых чертах, нащупывая ее коренные социальные противоречия и не боясь черпать опыт в европейской социально-политической и художественной литературе. Но социальный протест американских натуралистов нигде не доводился до отрицания капиталистического строя в целом.

В американской беллетристике культура короткого рассказа идет через весь XIX век, — конечно, не в виде мирной, последовательной эволюции, но с непрерывной разработкой разных возможностей этого жанра. От Вашингтона Ирвинга, еще связанного с традицией английских нравоописательных очерков, к Эдгару По, к Натаниелю Готорну; а также становятся популярными Брет-Гарт, Генри Джеймс, Марк Твен, Джек Лондон и О. Генри.

Американский короткий рассказ в руках Ирвинга, Эдгара По, Готорна, Брет-Гарта, Генри Джеймса и др. прошел свой первоначальный путь, меняясь в стиле и в конструкции, но оставаясь серьезным; совершенно естественно и закономерно было поэтому появление в восьмидесятых годах веселых рассказов Марка Твена, повернувшего короткий рассказ на путь анекдота и усилившего роль рассказчика-юмориста.

Жанр короткого рассказа нигде не культивируется так последовательно, как в Америке. До середины XIX века американская литература сливается с английской и в значительной степени поглощается ею, как литература «провинциальная».

В XX в. короткий рассказ не играет уже столь важной роли в американской литературе как в XIX. Но все же ему продолжают уделять значительное внимание, и целый ряд выдающихся американских прозаиков посвящают себя преимущественно или исключительно жанру короткого рассказа.

Один из них О.Генри, сделавший попытку наметить иной путь для американского короткого рассказа. О.Генри так же можно назвать основателем американского happy end (что присутствовало в большинстве его рассказов), который в последствие будет очень успешно использоваться в американской ходовой беллетристике. Короткие рассказы у Генри так далеки от психологии, от стремления вызвать в читателе иллюзию действительности и сблизить его со своими героями как с людьми, что категории трагического и комического, пожалуй, неприложимы к его вещам.

Особенности построение сюжета короткого рассказа XX века определялись существенными жизненными закономерностями и полностью входили в общую художественную задачу реалистического изображения действительности.

Вы здесь: Home Литература Ответы к зачету по истории литературы США