Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к зачету по истории литературы США

Художественное время и пространство в романах У. Фолкнера

Действие почти всех романов Ф. разворачивается на строго ограниченном пространстве – штат Миссисипи, графство Йокнопатофа. За пределы этих краев герои почти не выходят, когда-то здесь поселились их предки, и с тех пор они тут рождаются, женятся, умирают, разводят хлопок, охотятся, строят железные дороги и т.д. Тесный мирок, знакомые, из книги в книгу переходящие персонажи. Компсоны, Сарторисы, Сноупсы, Сатпен, Айк Маккаслин, Чик Маллисон, Рэтлиф. Ф. свободно обращается со временем. Поместив своих героев, как он сам точно указал, в хронологические пределы протяженностью в 246 лет, он, вовсе не заботясь о последовательности, берет их то на одном, то на другом отрезке того долгого пути. В числе любимых книг всегда называл Ветхий Завет. Ф.: «Испытываешь удовольствие, наблюдая за его странными героями, чьи поступки столь близки поведению людей XIX века» "Шум и ярость" представляет собой весьма дерзкий художественный опыт, но техника, использованная в романе, отнюдь не самоцельна -- просто она наилучшим образом соответствует той эстетической задаче, которую поставил перед собой автор. Ф.: "Время - это текучее состояние, которое обнаруживает себя не иначе, как в сиюминутных проявлениях индивидуальных лиц. Не существует никакого "было" - только "есть". Если бы "было" существовало, страдание и горе исчезли бы». Ф. стремился создать гигантский образ единого Времени, готового обрушиться - и действительно обрушивающегося - на героев. Ф. постоянно испытывает человеческие возможности сопротивления Времени. Роман построен как сменяющие друг друга "монологи" героев, как раз и представляющие собой различные варианты этого сопротивления. Сцена в ручье – ключевая, в ней заложены все дальнейшие коллизии. 2 плана действия романа: 1. физические действия (внешний мир) 2. событийный поток сознания.

Роман «Шум и ярость» стал для Фолкнера своеобразным стартом: он положил начало работе над серией романов (их иногда называют «черными»): «Святилище» (Sanctuary, 1931), «Свет в августе» (Light in August, 1932), «Авессалом, Авессалом!» (Absalom, Absalom!, 1936), «Осквернитель праха» (Intruder in the Dust, 1948) и др. В этих произведениях, внутренне сопряженных, проявилась самобытность фолкнеровской писательской методологии. Определились главные параметры его художественного космоса, пропитанного «южной» мифологией и фольклором, насыщенного взрывными порой патологическими страстями, расовой ненавистью, алчностью и злобой.

Действие большинства его произведений развертывается в созданном фантазией Фолкнера замкнутом пространстве графства Йокнепатофа (Yoknapatawpha). У него своя история, генеалогия, топография. К роману «Авессалом, Авессалом!» Фолкнер приложил карту графства Йокнепатофа: своеобразный путеводитель для литературоведов, студентов и наиболее дотошных читателей. Себя Фолкнер провозгласил «единственным владельцем и хозяином Йокнепатофы», что подчеркнуло внутреннюю тематико-эстетическую цельность его произведений. Ученые установили, что во многом Йокнепатофа соотносится с реальным округом Лафайет, в котором долгие годы безвыездно

проживал романист. Площадь Йокнепатофы — 24490 квадратных миль, главный город Джефферсон: население —15,5 тысячи человек: примерно шестьсот персонажей действуют или упоминаются в романах и рассказах писателя. Как в других знаменитых

сериях романов («Человеческая комедия» Бальзака, «Ругон-Маккары» Золя), у Фолкнер есть «сквозные» персонажи, переходящие из одного произведения в другое. Во многом «сада об Йокнепатофе» предлагает социальный срез южного общества: перед нами разнообразные группы и прослойки: аристократические семейства (Компсоны, Сарторисы, Спейны, Маккаслины, Сноупсы), финансовая знать, белые фермеры, бедняки, негры, испольщики, слуги.

Для Фолкнера Йокнепатофа — «маленькая почтовая марка родной страны», а Юг — эпицентр наиболее жгучих нравственных проблем, раздирающих Америку.

В романах Фолкнера события обычно происходят в современности, но корнями уходят в прошлое. Своеобразной точкой исторического отсчета становится для Фолкнера, как и для многих «южан», Гражданская война. В его исторической концепции просматриваются очевидная ностальгия по довоенным патриархальным временам и одновременно, как правило, нескрываемая неприязнь к прагматическому, деляческому духу, привнесенному

«янки», пришельцами с Севера. Социально-психологические конфликты черных и белых как наследие рабства обладают живучестью. В его романах они источник тяжелых жизненных трагедий. Своеобразие Фолкнера в его концепции художественного времени. События в его произведениях развертываются обычно в промежутке, между 1920— 1940-ми годами. При этом делаются широкие экскурсы в предысторию событий и героев, зачастую вплоть до начала XIX в. Для Фолкнера нет понятия «было»; только понятие «есть». Концепция времени тесно связана с концепцией человека. Человек «аккумулирует» прошлое, историю. «Человек — это сумма климатов, в которых ему приходится жить»; «Время — это текучее состояние, которое обнаруживает себя не иначе как в сиюминутных проявлениях индивидуальных лиц», — утверждает Фолкнер.

Вы здесь: Home Литература Ответы к зачету по истории литературы США