Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к зачету по истории литературы США

Специфика юмора и сатиры Марка Твена

В 1860 - 1870-е годы Твен написал самые знаменитые свои рассказы. В 1865 г., обобщая свой опыт в очерке «Об искусстве рассказа» (How to tell a story), он писал: «Юмористический рассказ – это жанр американский… Эффект, производимый юмористическим рассказом, зависит от того, как он рассказывается, тогда как воздействие комического рассказа и анекдота зависит от того, что в нем рассказано. Юмористический рассказ может тянуться очень долго и блуждать вокруг да около, пока это ему не прискучит, и в конце концов так и не прийти к чему-то определенному… Юмористический рассказ – это в полном смысле слова произведение искусства, искусства высокого и тонкого».

Твеновские юмористические рассказы искрятся остроумием, фантазией, в них жизнерадостная стихия комизма, бурлеска, пародии. В них – мир, исполненный бурного веселья, взрывов энергии. Обладая мощной фантазией, способностью к самым неожиданным ассоциациям, Твен умеет выстроить остроумнейший сюжет буквально из «ничего». В своих рассказах Твен демонстрирует арсенал приемов, заложенных в американском юморе: гротеск, шарж, сгущение красок, комическое преувеличение, нарочито серьезный тон при изложении смешных вещей.

Примерно с середины 1890-х годов в творчестве Твена очерчивается новое направление, обозначается заключительный этап его художественных исканий, продолжавшийся до кончины писателя в 1910г. Заметно меняется стилистика Твена: юмор уступает место горькой сатире, на писательской палитре появляются невеселые краски: желчь, горечь, ядовитая ирония.

Связь сатиры и юмора очевидна. Она проявляется в способности отражать комическое как особую оценочную категорию, благодаря которой у человека складываются представления о смешных, нелепых или уродливых явлениях жизни. Любая ситуация, вызывающая смех, может утратить остроту или, наоборот, привести к общественному резонансу в зависимости от того, в юмористическом или сатирическом ключе она рассматривается.

Впервые в истории литературы США они ввели в обиход национального искусства образы циничных политиканов, бесстыдных дельцов, наглых шарлатанов всех мастей. В их произведениях Твен нашел богатейший материал для своего творчества, и они же подсказали великому сатирику многие приемы. Некоторые особенности метода Твена: «минимум описаний и отвлеченных рассуждений, максимум действия, динамизм повествования, меткость языка, использование диалекта и интонации устного рассказа, несомненно, берут свое начало в юмористике 30 - 70-х годов.

Сам Твен имел несравненное умение лепить сюжеты (или их подобие) из «ничего»: из будничных явлений повседневной жизни, с банальных действий обычных, рядовых, ничем не замечательных людей, из мельчайших деталей их повседневного быта. Извлекая из всего этого прозаического материала множество «сюжетных идей», Твен создавал в своих рассказах ощущение динамически развивающегося действия.

В рассказах Твена есть свой особый «драматический» конфликт, который служит источником их скрытого динамизма. Внутренним столкновением его юмористического цикла является столкновение живой, свободной, энергично деятельной жизни с системой омертвевших искусственных установлений, теснят ее со всех сторон

Юмористические рассказы переносят читателя в особый мир, где все бурлит и клокочет, все изобилует.

Даже в это время юмор не был для Твена самоцелью и должен был играть в его творчестве отчасти служебную роль. У этого, казалось бы, столь беззаботного писателя было очень четкое представление о характере своей творческой миссии как юмориста. Он твердо верил, что «чистые юмористы не выживают», и если юморист хочет, «чтобы его произведения жили вечно, он должен учить и проповедовать». Даже самые невинные юморески выполняют особое социально - критическое задание: они служат орудием разрушения условностей и всех видов лжи и фальши как в жизни, так и в литературе.

Вы здесь: Home Литература Ответы к зачету по истории литературы США