Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе

Готические мотивы в английской литературе

ГОТИ́ЧЕСКИЙ РОМА́Н (The Gothic Novel), роман тайн и ужасов — явление английской литературы 18—19 вв., сыгравшее роль связующего звена между веком Просвещения и периодом романтизма.

- (англ. the Gothic novel), «чёрный роман», роман «ужасов» в прозе предромантизма и романтизма. Содержит таинственные приключения, фантастику, мистику, а также социальные мотивы; в центре произведений — демоническая личность (романы «Итальянец» А. Радклиф, «Мельмот-Скиталец» Ч. Мэтьюрина).

Первооткрыватель – Х. Уолполл «Замок Отранто» (1765 г.) Затем: - У. Бэкфорд (1760—1844), «Роман в лесу» (1791), «Удольфские тайны» (1794), - Анна Радклиф «Итальянец» (1797), «Монах» (1795—96), - М. Г. Льюис, «Сент-Леон» (1799), - У. Годвин «Мандевилл» (1817), - Ч. Р. Мэтьюрин «Мельмот Скиталец» (1820)

Доведенный мастерами готического романа до совершенства прием сюжетной тайны был успешно освоен В. Скоттом, Ч. Диккенсом, У. Коллинзом и другими писателями 19 в.

Одна из первых представителей Анна Радклиф. Ее добродетельные юные героини попадают в лапы демонических злодеев, которые стремятся их погубить, разлучив с возлюбленными. Злоключения героев овеяны тайной, они сталкиваются с таинственными потусторонними явлениями и сами несут в себе некую тайну — личности, происхождения и т. д.

обязательный «готический» набор (маркёры/атрибуты) — замки, руины, подземелья.

Далее готические мотивы воплощаются в:

1) Тенденции к самопародии («Нортенгерское аббатство», «Кентервильское приведение», в сатире и иронии Б.Шоу)

2) В романтической лит-ре (как воплощение таинственного, сверхъестественного)

3) Научной фантастике («Доктор Джеккил и мистер Хайд»)

4) Аристократы духа становятся злодеями – злодейство эстетизируется

5) Детективе, который воплощает рацио + сверхъестественное (Агата Кристи)

готические мотивы находим: - как эмблему английского (символ поэтичности) в «Кентервильском приведении» О.Уайльда (1887 г.). - «Франкенштейне» М.Шелли как готическом произведении. - в «Грозовом перевале» Ш.Бронте (внутри реалистического романа). - как мотив двойничества в «Портрете Дориана Грея» О.Уайльда. - «Повороте винта» Г.Джеймса, который решен в готическом стиле

Мотивы, сопровождающие готический стиль: - “Idiot in the attic” – есть какой-нибудь сумасшедший, - инцест (как символ Хаоса), - тайна рождения/наследования, - пророческие сновидения (как символ силы не разума, а бессознательного). - замкнутость

Готический роман возник как реакция на миропонимание и эстетику европейского Просвещения. Элементы просветительской прозы сочетались в «готическом» романе с принципами и приемами письма, предвосхитившими романтизм. Так, от эпохи Просвещения его авторы унаследовали жесткую логику в развитии сюжета, когда следствия вытекают из причин, апелляции к разуму и здравому смыслу; колоритные жизнеподобные персонажи второго-третьего плана, дидактическую тенденцию, в согласии с которой если добродетель и не всегда торжествует, то порок непременно бывает наказан. В то же время, подчеркивая непознаваемость рока и загадочность самой природы человека, готические романисты обращались к фантастике, сверхъестественному, гиперболе в изображении чувств и в описаниях, к мистификации обыденного, к мелодраматическим эффектам и экзотическому, как у Бэкфорда или Мэтьюрина

В результате, представая в различных вариантах и модификациях, литературная английская «готика» на деле оказывается шире ее традиционных определений. Английский «готический» роман предстает относительно свободной конструктивной формой прозаического повествования, подчиняющейся у разных авторов различным художественным задачам - от стилизации Средневековья до исследования темных, заповедных глубин человеческого сознания.

Вы здесь: Home Литература Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе