Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе

Эстетизм в английской литературе

Оскар Уайльд, возглавивший эстетизм как литературное течение в Англии, определил своё кредо в статьях, вошедших в сборник «Намерения» (Intentions 1891). От обыденной жизни буржуазного общества, где царит несправедливость, писатель отстранялся и уходил в обитель красоты.Выдвигая культ красоты в качестве антипода буржуазной пошлости, которую он не приемлет, Уайльд вместе с тем отделяет красоту от нравственного начала и в связи с этим отходит от реальности, отрицает необходимость познания её; тем самым он впадает в эстетство, аморализм, декаденство.

Уайльд обнаружил нежелание следовать реализму, в диалоге «Упадок Лжи» Уайльд утверждает, что действительность подражает искусству. Тем самым он ставит искусство выше жизни, предпочитает жизни красоту произведений искусства. Парадоксальное утверждение Уайльда о том, что творчество – это искусство лжи, выражает суть его эстетской и гедонистической позиции.

В своём художественном творчестве Уайльд часто преодолевал эстетство и аморализм, выраженные в его статьях и диалогах. В этом плане очень характерны его сказки, вошедшие в сборники «Счастливый принц и другие сказки» и «Гранатовый домик». В сказках он явно отступает от циничной позиции гедониста и аморалиста и впервые соединяет идеал красоты с этическим началом. Эстетизм сказывается лишь в импрессионистичности и декоративности стиля, в изысканности образов, музыкальности речи, экзотической живописности картин. В сказке «Счастливый принц» Уайльд поэтизирует деятельное добро. Статуя счастливого принца обнаруживает внимательное и сочувственное отношение к людям. Принц стремится помочь тем, кто живет в нищете. Он просит ласточку снимать со статуи драгоценные камни и отдавать их беднякам. Гуманистические тенденции сказок оказываются несовместимыми с аморализмом декаданса. В притче «Молодой Король» писатель также объединяет эстетический и этический идеал. В повести прослеживается тезис о том, что прекрасным снаружи может быть только тот, кто прекрасен духовно.

Противоречия во взглядах Уайльда обнаруживаются в его романе «Портрет Дориана Грея». Писатель строит образы, сюжетные эпизоды в соответствии со своими излюбленными эстетскими представлениями: Искусство выше жизни, наслаждение важнее всего, красота превыше морали. Однако система образов и развитие сюжета раскрывают ложность этих идей. Объективный смысл романа вступает в противоречие со значением отдельных эпизодов и, по сути дела, опровергает всю программу эстетизма и гедонизма, импонирующую автору.Идея «искусство выше жизни» заключена в сценах знакомства Дориана Грея с Актрисой Сибилой Вейн, игравшей в шекспировских пьесах. Дориан Грей любит в актрисе шекспировских героинь. Увидев плохую игру Сибилы, он разочаровывается в ней. Он не может любить реальную женщину; он любил только образ искусства – шекспировскую героиню. Развивая дальше этот эпизод, Уайльд показал, что эстетизм Дориана Грея, его преклонение перед искусством и неприятие жизни приводят к жестокости. Эстетство Дориана убивает Сибилу. В романе дискредитируется гедонистическая позиция Дориана Грея. Лорд Генри очаровал Дориана своими изящными, но циничными афоризмами. Казалось бы лорд Генри подтолкнул Грея к нравственному падению, однако слова и убеждения лорда совершенно противоречат его образу жизни. Для Генри гедонизм и аморализм не более чем игра ума, в то время как Дориан слепо принимает эти идеи как руководство к действию, что оборачивается бесчеловечностью и преступностью. Идея деятельного гедонизма развенчивается в романе Уайльда. «Портрет Дориана Грея» написан в импрессионистическом стиле. Детали отличаются изысканностью и манерным изяществом. Статические сцены описания создают целую палитру зрительных, слуховых и обонятельных ощущений. Воспевая наслаждение и утверждая, что художник не моралист и что искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь, Оскар Уайльд вместе с тем в лучших своих произведениях показал подлинную красоту жизни, противопоставив её эстетскому равнодушию, поэтизировал добро в человеке.

Вы здесь: Home Литература Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе