Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе

Английская поэзия 20 века

История английской поэзии берет свое начало в середине VII века. Наиболее ранние стихотворения передавались устно, поэтому до нашего времени не сохранились. С появлением книгопечатания в Англии в период английского Возрождения, начали популяризировать поэтов и писателей. Активно печатался Джерри Чосер (1340–1400), который стал начинателем современной английской поэзии. Работы Вильяма Блейка (1757–1827) стоят особняком в английской литературе. Считается сейчас одним из самых ранних и величайших фигур романтизма.

Своего расцвета английская поэзия достигла в начале 20 века: в этот период сформировались такие литературные течения, как имажизм, «Георгианцы», «Окопные поэты». Первая мировая война оставила неизгладимый след в поэзии, в английской он особенно глубок. «Окопные поэты», несмотря на свою молодость, оказались весьма чуткими к любой фальшивой ноте в стихах о войне. Заслуга «окопных поэтов» в том, что они сказали о войне суровую правду. К окопным поэтам относят – Томаса Гарди, Уилфреда Оуэна, Олдингтона, Брука и др.

Томас Стернз Элиот (1888- 1965) — американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии. МИРОВОЗЗРЕНИЕ: Католик. Человек – это не изолированная, отчужденная от реальности форма. Человек подчинен порядку вещей в мире, центром которого является Бог. Задача человека – обнаружить и осмыслить абсолютные ценности изначального смысла бытия, что обеспечивает целостность мира, а также осознать свое несовершенство. ЭТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА: подчинение художником своего «я» высшему духу и преодоление эгоцентризма. ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕМОЙ творчества стал кризис духа и религии. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему Богом духовных ценностей и самоопустошении как следствии борьбы за выживание и погони за материальными ценностями. ТВОРЧЕСТВо: В 1922 году Элиот опубликовал свое самое значительное произведение — поэму «Бесплодная земля», воплотившую послевоенные настроения «потерянного поколения» и богатую библейскими и дантовскими аллюзиями. В поэме автор реконструирует разные способы видения мира, соответствующие различным культурным эпохам. Интертекстуальность, предполагающая ситуацию «текста в тексте», становится отличительной особенностью поэтики Элиота. УНИКАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР: способы языкового освоения мира представлены в поэме в виде многочисленных цитат, аллюзий, отсылок к произведениям из др. эпох. Путем титанических усилий Элиот сделал именно то, что требовал от подлинного поэта – создал основу для дальнейшего плодотворного развития поэтической речи. Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях.

Следующая важнейшая фигура английской поэзии 20 в. - Тед Хьюз (1930-1998) — английский поэт и детский писатель. Хьюз был британским поэтом-лауреатом с 1984 года до смерти (звание придворного поэта). Верил, как У.Блейк, что поэзия, искусство и воображения помогают создавать гармонию внутри и вокруг нас. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД: Стихи построены на свободных ассоциациях, резких контрастах, «плотских» метафорах, его отличает строгая ритмическая организация, графическая выпуклость словесного рисунка. ТВОРЧЕСТВО: сборники «Луперкалии» (1960), «Вудву» (1967) и «Ворон» (1970). Первая поэтическая книга Хьюза Ястреб под дождем (1957), восторженно встреченная критикой, была удостоена в 1957 в Нью-Йорке премии за литературный дебют. Сборник включает лучшие стихотворения Хьюза, в том числе известное «Мысль-лиса». Автор дает нам картину того, как рождается произведение. Сама же идея будущего произведения приходит к художнику как лиса в ночи. Эта лисица и становится метафорическим изображением вдохновения.

Важнейший вклад в английскую поэзию 20 века внес лауреат Пулитцеровской премии Уистен Хью Оден (1907 -1973) — англо-американский поэт, родившийся в Великобритании, а после Второй мировой войны ставший гражданином США. МИРОВОЗЗРЕНИЕ: обратился к христианству – объяняют это его острым внутренним неприятием чужого страдания. Его волновала тема, что мы не замечаем страдания других. в Великобритании отношение к Одену остается неоднозначным, особенно у людей старшего поколения. Одни не могут простить знаменитому поэту марксизма, другие - гомосексуализма. Но больше всего британцев раздражает решение Одена уехать в США прямо перед началом Второй мировой войны.ТВОРЧЕСТВО: огромное наследие! Его стихи поражали разнообразием стилей и методов написания — от модернистских до ясных традиционных форм, таких как баллады и лимерики, от хайку до «Рождественской оратории» и барочной эклоги с использованием англо-саксонского метрического размера. Тональность и содержание стихов Одена характеризовались появлением, как философских размышлений, так и клише, взятых из народных песен. МЕТОД: всегда смело экспериментировал с поэтической формой и техникой стихосложения, соединяя традицию и новаторство в своем творчестве. В 1930 в журнале "Критерион" была опубликована его "Рождественская шарада". В том же году - первый "официальный" сборник его стихов. Оден стал символом своего времени и поколение поэтов, вошедших в литературу в 1930-ые годы, стали называть "поколением Одена". Самые известные стихотворения: 1."Похоронный блюз", 2."Памяти Йетса", 3. "Меня упрекали во всём, окромя погоды". Его стихи поражают отстраненностью сознания и парадоксальностью взгляда на привычное.

Уильям Батлер Йейтс (1865 - 1939) — ирландский англоязычный поэт, драматург. МИРОВОЗЗРЕНИЕ: будучи современником модернистов Томаса Элиота и Эзры Паунда, в отличие от них, демонстративно придерживался анти-авангардной позиции в искусстве. Йейтс никогда не старался бежать впереди прогресса - наоборот, он считал делом чести хладнокровно игнорировать его, идти не в ногу, стоять на своем, искать будущее в прошедшем. Был мистиком (занимался разными оккультными науками) – оттуда много образов. Лез в политику – защищал Ирландию, что стало одной из ЦЕНТРАЛЬНЫХ ТЕМ творчества.Любил до безумия свою женщину Мод Гонн – еще одна ЦЕНТР ТЕМА - о любви.

Первый сборник его стихов, «Странствия Ойсина» вышел в 1889 г. Книга написана на основе ирландской мифологии. Ее темой является обращение жизни созерцательной к жизни деятельной. В сборник «В семи лесах» вошли стихотворения, написанные главным образом на темы из ирландского эпоса. Примечательно, что начиная с этого сборника, прослеживается переход от напыщенных форм к более разговорному стилю. После Первой мировой войны и гражданской войны в Ирландии Йейтс меняет поэтику; в его поздней лирике — трагические историософские и культурные образы, стилистика заметно усложняется. МЕТОД: писал в символистском стиле, используя непрямые символы и символистические структуры. Использование им символов всегда носит физический характер, что представляет и прямое и другое, не материальное, вневременное понятие. В то время, когда модернисты использовали свободное стихосложение, Йейтс придерживался традиционных форм.

Вы здесь: Home Литература Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе