Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе

Тема войны в английской литературе 20 века

Первая мировая война явилась решающим рубежом в развитии английской литературы. Она подвела черту под идеями 19века:

1. Гуманизм и респектабельность (джентельменство, польза обществу, активное участие в создании благополучной цивилизации и т.д.)

2. Прогресс, т.е. в том, что в создании такого общества помогут технологии

Ни одна из войн не была такой кровавой. В итоге ПМВ «погиб» первый гуманист, идея счастливого будущего была разрушена опытом этой войны.

Например, в романе «Смерть героя» Р.Олдингтон воспроизводит эпизоды трагедии «потерянного поколения», стремясь проследить ее истоки на примере судьбы Уинтерборна – буржуазного интеллигента, журналиста и художника, участника Первой мировой войны. Он начинают осознавать истину — бессмысленность войны и ценность жизни. «Потерянное поколение» опустошено разочарованием, потерей идеалов, отсутствием ожиданий в обществе, вынуждено вращаться в каком-то заколдованном искусственном круге между игрой в жизнь и игрой в смерть. Война становится для Олдингтона поводом осмыслить ценности британского мира: что такое современная Британия? Что такое наши ценности? Война – итог разложения нравов. На войне нет героев вообще.

Вместе с тем в романе очень глубоко раскрываются темы любви и дружбы, как самые драгоценные человеческие чувства. «Эта книга является надгробным плачем,— писал Олдингтон,— памятником, быть может, неискусным, поколению, которое горячо надеялось, боролось честно и страдало глубоко». «Весь мир повинен в пролитой крови»,— делает заключение Олдингтон, не снимая вины ни с одного из своих современников.

Про последствия ПМВ писала В.Вульф в романе «Миссис Дэллоуэй», что можно проследить на примере Септимуса Смита – тридцатилетнего ветерана ПМВ, страдающего от контузии. После войны он никак не может найти своего места в жизни. он потерял интерес к жизни, он не хочет детей. самое страшное для него - он больше ничего не чувствует. Повидав ужасы войны и то, что люди способны сделать друг с другом, он находит, что сама по себе жизнь прекрасна, но ужасен род человеческий. Смерть в восприятии Септимуса воспринимается как освобождение.

Вторая мировая война заставила окончательно усомниться в природе человека, он больше не гуманист. Голдинг говорил: «человек – самое опасное животное, он убийца по природе». Война – это безумие, вытекающее из человеческой природы, его жажды власти и наживы. Поэтому дети в романе «Повелитель мух» оказываются склонными к насилию и даже получают от этого удовольствие. В финале романа офицер военно-морского флота спас Ральфа и остальных детей. Но по возвращении домой, на цивилизованную английскую землю, дети вырастут и будут воевать, как это делали до них другие взрослые, т.к. зло заключено в них самих, их природе.

У М.Эмиса в романе «Стрела времени» тема войны раскрыта по-другому: здесь появляется проблема памяти и вины за содеянное зло на войне. Тод Френдли переехал в Америку, чтобы начать жизнь с чистого листа. Но стереть прошлое, стереть воспоминания невозможно. Он придумывает себе другую идентичность, т.к. не может позволить себе думать о себе как о себе из-за сотворенных им ужасов. Первая мировая война оставила неизгладимый след в поэзии, в английской он особенно глубок. Из поэтов старшего поколения активно откликнулся на это событие лишь Томас Гарди (Thomas Hardy (1840-1928)). Гарди призывал к единению людей, говорил о необходимости подняться над узким национализмом.

В антивоенных стихах Гарди не запечатлелись ужасы окопной жизни и сражений, которыми полна «поэзия траншей». Но у Гарди есть то, чего недоставало молодым поэтам: мудрость зрелого ума, сильно развитое чувство истории, философская глубина и подлинный демократизм. Гарди не свойственны абстракции, «темнота», сложная ассоциативность или спонтанность поэтической речи.

· Представители «Поэзии траншей» - Олдингтон, Сассун, Р. Брука, Ч. Сорли, А. Роузенберга, У. Оуэна.

· Военные стихи Брука - вот с чего начиналась «окопная поэзия».

· Гарди скорбит о напрасно загубленной жизни

· у Брука смерть солдата вызывает поток самых теплых воспоминаний о старой доброй Англии, умытой реками, осиянной солнцем, усыпанной цветами.

«Окопные поэты», несмотря на свою молодость, оказались весьма чуткими к любой фальшивой ноте в стихах о войне. Заслуга «окопных поэтов» в том, что они сказали о войне суровую правду.

· Зигфрида Сассун использовал поэзию как средство дать невоенному миру хоть какое-то представление о буднях фронтовой жизни». Будни фронта воспроизводят в своих стихах почти все «окопные поэты».

· Сассун пришел к тому же выводу, что и Хемингуэй, считавший, что «все, кто наживается на войне и кто способствует ее разжиганию, должны быть расстреляны в первый же день военных действий доверенными представителями честных граждан своей страны, которых те посылают сражаться».

· В основе многих его стихов лежит противопоставление фронта тылу. Главным объектом яростной сатиры Сассуна становится ханжеское лицемерие «старой доброй Англии», в годы войны особенно нестерпимые снижения.

Розенберг Айзек любит соединять несочетающиеся краски, сталкивать далеко отстоящие друг от друга образы и понятия: их сопряжение передает противоестественность происходящего.

· Розенберг указывает на главную аномалию войны: люди превратились в часть бездушной военной машины.

· Он остро воспринимает автоматизм движений солдат на марше;

· Причудливые образы, создаваемые поэтом, - «слепые пальцы», «железные облака», «бессмертный мрак» - выражают парадоксальность подчинения исполненного жизни человека бездушному автоматизму.

Олдингтон открывает бездну человеческого страдания и неизбывного горя, " скрытого' за стереотипными военными терминами.

· Война не сокрушила его веры в основные ценности жизни: в любовь, воспоминания о которой часто посещают его героев в траншеях, в счастье соприкосновения с природой, которую он чтил как истинный язычник, и, наконец, в искусство.

· Он отказывался видеть в солдате винтик военного механизма (как Розенберг).

· Его английский герой - человек, не теряющий надежды и не разучившийся чувствовать красоту жизни даже в тех нечеловеческих условиях, на которые он осужден. Вот почему рядом с военными стихами у Олдингтона соседствуют любовные.

Талант Уилфреда Оуэна (1893-1918) был по преимуществу лирическим.

· Его военная поэзия - это лирика философски осмысленных впечатлений.

· Оуэн-художник шел к реализму.

· В лирике Оуэна отчетливо проявились пацифистские настроения. Он все больше укреплялся в мысли, что непротивление злу - единственно приемлемая форма протеста.

· По Оуэну, лучше быть убитым, чем остаться в живых: для оставшихся в живых, память о павших - страшная нравственная кара, вечный упрек, не случайно они предпочитают молчать о них.

· Патриотизм
В окопах не было патриотизма. Это было слишком абстрактное понятие, его отвергли как нечто годное лишь для гражданских.

· «Чистое христианство не соответствует чистому патриотизму», - пишет Оуэн.

· Содержанием поэзии «окопные поэты» сделали грозную правду войны, поставив в центр событий человека, тесно связанного с трагической действительностью.

Вы здесь: Home Литература Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе