Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ КАК ДОКУМЕНТ И ВЫМЫСЕЛ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ РОМАНЕ

Превалирующая тенденция к ретроспекции в английском романе неоднократно отмечалась исследователями. Многие романы обращены к историческим сюжетам. На страницах романов наравне с картинами современной Великобритании возникают образы угасающей викторианской эпохи, чудовищной жестокости Холокоста, конца Империи.

1) Собственно исторический роман (восходящий к традициям В. Скотта). Утратившие былую популярность к 80-м, циклы романов, в которых воссоздаются образы исто­рической реальности во всем комплексе культурно-исторических фактов (например, трилогия П. Баркер "Regeneration" (1991), "The Eye in the Door" (1993). Хилари Мэнтел «Волчий зал» (2009)

2) Историографический роман (постмодернистский исторический роман). Измененный статус исторического: «История, теперь осмысляемая как наррация и художественная “археология”, стала важной частью эксперимента в романе 1980-х». Как правило, писатели воспроизводят картины сразу нескольких исторических эпох во всей точности социальных и топографических реалий (Эмис, Исигуро).

Многие исследователи выступают с единых позиций, когда обращаются к ключевым аспектам постмодернистской ревизии истории. Ироничная и саморефлексивная постмодернистская деконструкция истории, а также помещение в центр пространства прошлого фигур традиционно маргинальных, так или иначе, затрагивают онтологические основания исторической «реальности» и преподносят их как категории нарратива. Историографический роман ставит под сомнение и систематически деконструирует базовые принципы классического исторического романа. Среди них:

- представление об истории как о силе, моделирующей реальность и культуру;

- несомненность объективного взгляда на реальность, сосредоточенного в избранной форме повествовательной инстанции;

- представление о незыблемости культурных и гуманистических ценностей цивилизации;

- изображение линейного исторического хода и прогрессистской перспективы;

- взгляд на историю как на «закрытый текст».

Классическая концепция истории – одна из частных реализаций того, что Ж.-Ф. Лиотар в своей классической работе «Состояние постмодерна» (1979) называет «историей культурного империализма», легитимным знанием, «большим нарративом».

В силу этих причин в современной науке различается собс­твенно исторический и имитационно-исторический, или историографический роман. Иначе говоря, ли­тература об истории и литература о намеренном релятивистском конструировании истории.

· Игровой тип

История, теперь осмысляемая как наррация и художест­венная «археология» и стала важной частью эксперимента в романе 80-х. Яркими представителями этого игрового типа романа становятся П. Акройд с романами "The Great Fire of London" (1982), «Хоксмур»

· История как проводник вечных тем

Однако было бы заблуждением думать о самодостаточности игрового элемента в романах с темой истории. История, становясь одним из прочих кодов сознания, не только деконструируется в постмодернистском романе, но выступает проводником вечных тем. Личная память, сострадание, боль, стыд и вина оказываются больше, чем конструируемая идеологией историческая память. Развернутая рефлексия на эту тему дана в романе Дж. Барнса «История мира в 10 ½ главах». Тема истории – одна из главных в исповедально-философских романах Г. Свифта «Хозяин кондитерской», «Земля воды», «В мир иной». Переживание исторических и, в частности, военных событий в романах И. Макьюэна оказываются в центре личного опыта его героев («Черные собаки», «Невинный, или Особые отношения», «Искупление»).

· История как проводник критики современной Англии

Акцентировано фиктивная историческая модель часто пода­ется как контрастная / подобная той, что определяет современное состояние Британии. Так вводится будто чуждая постмодернизму авторская модальность, текст-игра превращается в рефлексию о современности. Многими исследователями отмечена необычайная продук­тивность жанра state of the nation в эпоху правления М. Тэтчер. Писателей интересует ситуация конца эпох, сильный персонаж, конфликтный социум и выход к обобщению, через которое про­глядывала бы современная Британия 80-х. Пример: Дж. Коу «Какое надувательство!»

· История как неизбывный травматический опыт

Гораздо более полемическим представляется тип романов, об­ращающихся к особо мрачным эпизодам недавнего прошлого или настоящего - Второй мировой войне, холокосту, Нюренбергскому процессу, Холодной войне. Среди романов подобного плана: "Out of this World" (1988) Гр. Свифта, "White Hotel" (1981) Д. Томаса, "Times Arrow".

· История как конструирование национальной идентичности

Поднимаются вопросы имперского и колониального статуса Великобритании. Пример: С. Рушди «Дети полуночи».

Вы здесь: Home Литература Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе