Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе

АНГЛИСТИКА КАК ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

17-19 вв.: крупных теоретических работ нет – есть предисловия, популярная журналистика, отдельные манифесты, эссе, биографические очерки, критические размышления самих писателей, издателей, журналистов. В широком смысле, историк и теоретик английской литературы – это литератор вообще. Примеры:

· «Жизнеописания великих английских романистов» (1781) Сэмюэля Джонсона – 56 биографических эссе

· Эссе Колриджа "О принципах настоящей критики" — адаптация Кан­та, и "Литературная биография" (1817), шекспировские лекции

· «Предисловие к «Лирическим балладам» (1800) Вордсворта, о необходимости для поэта видеть обыденное и привычное как не­что удивительное и возвышенное, о воображе­нии, о соотношении чувства и разума в поэзии

· Критические работы Оскара Уайльда «Упадок искусства лжи» (1889), «Истина масок» (1885), «Критик как художник» (1890)

Современное понимание литературы как особой области исследования ( а не просто чтения для любой просвещенной личноти) возникло в связи с романтиками и их интересом к эстетике и философии (преимущественно немецкой)

Первая половина 20 века. По Терри Иглтону (Глава «Становление английской словесности» в монографии «Теория литературы»). Изучение английской литературы во многом связывалось с вопросами передачи нравственных и национальных ценностей – Мэтью Арнольд и Ф.Р. Ливис. Именно через «чувственный опыт» (эстетику) художественных текстов (а не через религиозные и пр. институты) происходит создание системы ценностей. Большое количество женщин, получающих гуманитарное образование.

Важно, что английская литература имеет и своего рода имперскую маркированность: «Ставку в обучении сделали скорее не на английскую литературу, а на английскую литературу: на наших великих «национальных поэтов» Шекспира и Мильтона, на чувство естественной национальной традиции и идентичности, к которым новобранец должен приобщаться через чтение литературы»

Первые профессиональные англисты – Уолтер Рейли, Ф.Р. Ливис, Уильям Эмпсон, А.А. Ричардс, Т.С. Элиот (много писал о романтиках)

Начиная с 1920-1930 гг. изучать английскую литературу в Оксфорде и Кэмбридже престижно.

Цель литературоведов: обратить внимание на настоящие образцы художественного языка как носителя нравственных и эстетических ценностей – все это реальная борьба с массовой литературой, усреднением вкусов, отсутствием идей в коммерциализированном обществе. У исследователя литературы должны быть глубокие убеждения относительно истории и общества в целом (нравственность и пр.)

Идея «фундаментальной английскости» - поэтому нужно «уберечь Шекспира от стиля «Дейли Геральд»»

Поощряется «практическая критика» и «тщательное (пристальное) прочтение» текста – детальная аналитическа интерпретация без пустой эстетической болтовни. Все конкретно и точно. Текст можно понять без контекста, он самоценен как совершенная органическая форма.

В настоящее время. English Departments – одни из самых престижных в университетах всего мира (у профессоров репутация невыносимо высокомерных). На отделениях занимаются как английской литературой, так и языком – это единое поле английской филологии (English Studies)

· Традиции классического подхода Ливиса (см. выше), биографического подхода (в большей степени в Оксбридже)

· Влияние русских теоретиков Бахтина (диалогическая критика), формалистов (Шкловский и нарратология)

· Влияние американских и европейских школ: культурно-историческая школа, текстология, неомарксистское литературоведение, ритуально-мифологические школы (с начала 20 века, Кэмбридж), психоаналитическое литературоведение, структурализм и семиотика, деконструктивизм, гендерные исследования и др. (в «молодых» университетах типа Leeds University, Lincoln University и др.)

· Особенно популярны сейчас междисциплинарные методики: New Historicism, Culture Studies, Trauma Studies, Memory Studies, Identity Studies, Ecocriticism, Postcolonial Studies, etc.

В России крупнейшие исследователи-англисты: Л.Е. Пинский, А.В. Аникст, Г.В. Аникин, Н.Я. Дьяконова, Н.П. Михальская, А.А. Бельский, А.Н. Горбунов, Т.Н. Сильман, И.О. Шайтанов, Н.А. Соловьева, В.А. Луков, В.В. Ивашова, М.И. Никола, Е.Н. Черноземова, А. Аствацатуров, В.М. Толмачев, И.В. Кабанова, Е. Гениева и др.

Вы здесь: Home Литература Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе