Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе

Английская литература 19 века в культурно-историческом контексте

2 периода:

1) Romantic Period (1785- 1830) романтическая лирика и феномен историзма Вальтера Скотта. Историзм – это представление об историческом процессе как об объективной смене эпох и нравов, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования. Скотт увидел историю в системе культур, быта, он сделал прививку эпохе 19 в.

2) Victorian Period (1830-1901) после этого мыслила себя как эволюционный процесс, стремление к развитию и прогрессу. Собственно историко-культурный контекст, определивший систему идей и художественных тенденций века. Пример – Скрудж,Домби. Домби – вначале джельтмен по форме,а не по сути. творчество Диккенса, Теккерея – показывает социум в целом, соц.сатира.

Викторианство: 1. Внешняя политика. Не было войн (только участие в Крымской и бурской), колониальная политика. Сильнейшее государство. «Бремя белого человека». 2. Индустриальная революция.

Идеи либерального гуманизма, социального, научного и технического прогресса Либеральное образование. Самообразование. Социальная ответственность:

- Закон о бедных. Попечительский совет (1834)- Закон об охране здоровья (1848) исследования смертности - тюрьмы и больницы по особым проектам. Госпиталь Сент Тома, Кладбищенская архитектура.

- Закон об инспекции обычных домов (1851)- Закон о городской полиции (1829) – «бобби»- Фабричный закон (1833) – о продолжительности работы детей (10ч.) - Закон о шахтах (1842) – запрет на использование детсткого и женского труда.

- Билль о муниципальной реформе 1835 (все налогоплательщики могут избирать муниципальный совет – демократический совет в крупных городах): - освещение- мостят улицы- контроль строительства домов- здравоохранение населения- перевозка рабочих

Просвещение.

Школьное строительство на добровольные пожертвования. Комитет по образованию при тайном совете. Инспекции. Система общественных школ.

- Ботанические сады в Кью, устроенные королевой Викторией ( 1840) Дом пальм – хайтек

- Зоопарк в Риджентc-парке (1835) - познавательно-развлекательное место.

- Открытие музеев: 1869 Королевская Академия преобразуется в Берлингтонский Дом, Британский музей как средоточие культуры (1825-45), Музей естественной истории, Музей Виктории и Альберта, Первая Всемирная Выставка в Лондоне (1851) – Париж.

In ideology, politics, and society, the Victorians created astonishing innovation and change: democracy, feminism, unionization of workers, socialism, Marxism, and other modern movements took form.

Дворцы, подчеркивающие значимость учреждений. Парламент (победитель конкурса)

ПРИМЕРЫ: Реалистический роман по учебнику. Сильман о Диккенсе. Политический роман по Б.М. Проскурнину.

Развитие науки. Экспедиции. Развитие естественных наук. Дебаты вокруг Origin of the Species (1859) Демонстрация прогресса. Феномен Хрустального дворца. Изобретательство. man can create new means of bettering himself and his environment. We see the characteristic Victorian confidence in progress. Фотография. Марка. New technology like the steam press caused an increase in the consumption of pulp fiction, mainly purchased by the working classes, and cheap newspaper further advanced leisure publicity. Культура развлечений. Но 20 век разрушает идеи о прогрессе и эволюции человека (Голдинг, Конрад)

8.Английская драматургия

Поначалу пьесы для публичных театров писали непрофессионалы; перелом произошел в 16в, когда в английскую драматургию практически одновременно вошел целый ряд драматургов, получивших прозвище «университетские умы»: Роберт Грин, Кристофер Марло, Джон Лили и т.д.

Марло Кристофер (1564-1593) - английский драматург, один из наиболее выдающихся предшественников Шекспира. Литературное наследие М. невелико. До нас дошли полностью четыре трагедии: «Тамерлан»,«Фауст», «Мальтийский жид» и «Эдуард II». В Марло придал английской драме подлинное величие, он внес большие изменения в английскую драму. До него здесь хаотически нагромождались кровавые события и вульгарные шутовские эпизоды; он первый сделал попытку придать драме внутреннюю стройность и психологическое единство. В его лучших пьесах присутствует титанический герой. Тамерлан или доктор Фауст - поистине герои, к трагическому финалу их приводит неутолимая жажда власти, богатства, знаний. Особый вклад Марло в английскую драму - его "мощная строка", умелое, гибкое использование белого стиха. Впервые в Англии появился драматург, который создал собственный сценический язык. К 1593 многие "университетских умов" ушли из жизни, перестали писать для театра, и на их место пришел Шекспир.

Творчество Уильяма Шекспира стало не только апогеем развития английской драматургии Ренессанса, но до сих пор остается непревзойденной вершиной мировой драматургии. Он охватил практически все известные жанры драматургии – от исторической хроники до барочной комедии, от философской драмы до романтической сказки и высокой трагедии. В его тв-ве - весь путь становления, трансформации и кризиса Возрождения. Шекспировский гений затмевает творчество современных ему драматургов.

В 17 веке английский театр подвергся преследованиям, и литература приобрела суровый характер. Запрет театра. Театры открыли вновь после в 1660. Если до указа 1642 английский театр и драматургию характеризовали две основные традиции – учебно-гуманистическая, и народная, продолжавшая линию мистериальной средневековой драматургии и фольклора, то главным направлением возродившегося театра стала ориентация на придворную аристократию.

Конец 19 в. ознаменован именами двух замечательных писателей. Они представляли собой крайнюю противоположность по эстетическим направлениям - Б.Шоу (реалист, декларирующий преемственность творческих принципов Г.Ибсена, сатирик-социалист с активной жизненной позицией) и О.Уайльд (последовательный декадент, эстет,пессимист). Но при этом они неожиданно схожи стилистически: сверкающим остроумием диалогов, с блестящими парадоксами; язвительной насмешливостью; остротой драматической интриги; изяществом сюжетных поворотов.

Бернард Шоу (1856-1950) - один из классиков драматургии XX в., крупнейший сатирик, публицист, театральный деятель, указывающий на фальшь и лицемерие общества. В то же время Шоу утверждал нравственные качества простых людей (в одной из лучших своих пьес "Пигмалион"). Драматургическое творчество Джорджа Бернарда Шоу во многом определили развитие английского театра на рубеже XIX и XX веков, а также в первые десятилетия XX века. Шоу начал формирование интеллектуального театра. Драматург взывал к разуму современников, видел свою задачу в том, чтобы воспитывать сознание зрителей. Он хотел учить их пониманию социальных законов жизни, неприятию буржуазной морали. При этом он безгранично верил в возможности человеческого разума, в необходимость изменения мира. Шоу широко использует сатирическое заострение, гротеск. Но самое надежное оружие Шоу - его блистательные парадоксы, с помощью которых он обнажает внутреннюю фальшь господствующих догм и общепринятых истин. Предмет его осмеяния - лицемерие, столь характерное для английского высшего общества. «Дом, где разбиваются сердца», напечатанная в 1920 году, описывает настроения английской интеллигенции накануне первой мировой войны. В этой пьесе Шоу поднимает проблему кризиса английской буржуазной цивилизации, неустроенности жизни и бесполезности существования обитателей дома, построенного бывшим шкипером Шотовером наподобие корабля. Шоу обличает паразитизм господствующего класса, утрату им духовных ценностей, стирание индивидуальности характера. Шотовер - романтик в прошлом, "реалист" в настоящем - самый непримиримый обличитель ложных фантазий и всяческих иллюзий, бытовавших в английской действительности времени первой мировой войны. В этой драме усиливается внимание Шоу к патетическим, трагическим, символическим образам. Современная Англия представляется ему "темницей душ". Дом-корабль неудержимо, летит на скалы.

О.Уайльд (1854-1900), работавший в разных литературных жанрах (поэзия, сказки, роман, эссеистика, литературно-критические статьи манифестационного характера), написал всего несколько драматургических произведений: «Как важно быть серьезным», Саломея и т.д. Его драмы не пользовались особым успехом; наиболее известна лишь Саломея, написанная на французском языке. Да и то – в значительной степени эта известность строится на скандальном запрещении драмы к постановке на сцене из-за безнравственности пьесы. Зато комедии принесли ему мировую известность. Как это ни противоречит основной позиции писателя, комедии оказались язвительно-сатирическими, убийственно высмеивающими социальные пороки: коррупцию и продажность политической элиты, лицемерие и расчетливость английского высшего света.

В 1950-1960-е годы живительную струю в английскую прозаическую драму внес Д.Осборн, глава нонконформистское направления, получившего название "рассерженные молодые люди». Самая известная пьеса Осборна «Оглянись во гневе» (1956) вызвала бурную реакцию зрителей и стала художественным манифестом нового направления. Осборн бросил вызов английской театральной традиции, сделав главного героя выходцем из рабочей среды. Героями произведений «рассерженных молодых людей» стали простые люди, часто – из социальных низов, рабочие, солдаты, пьяницы, деклассированные интеллигенты, проститутки, мелкие лавочники. Эту драматургию отличала естественность и раскованность, а также – разнообразие художественных стилей, от поэтического натурализма до площадной сатиры.

Рассматривая английскую драматургию второй половины 20 в., невозможно не сказать о театре абсурда. Наиболее явно эти тенденции прослеживаются в творчестве Тома Стоппарда и Гарольда Пинтера(1930-2008), одного из самых известных английских драматургов 1960–1970-х. первые пьесы (Комната, Немой официант, День рождения). Однако драматургия Пинтера существенно отличается от классических абсурдистских пьес – индивидуализацией героев, крепко связанных с английской действительностью; опасный хаос мира его пьес имманентен не столько глобальному существованию человечества, сколько конкретным социальным обстоятельствам. Это относится и к более поздним пьесам Пинтера – Сторож, Коллекция, Пейзаж, Предательство.

В ппьесе Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1967) по мотивам Гамлета героями выступают второстепенные персонажи шекспировской драмы, которые озадаченно комментируют в высшей степени странное, на их взгляд, содержание пьесы. Их замешательство, полагает Стоппард, отражает наше непонимание современного мира. Среди других его пьес - Прыгуны (1972), Травестии (1974), Ночь и день (1978).
Конец 20 в. отмечен в английской драме теми же тенденциями, что и вся европейская драматургия. Заметное место здесь принадлежит феминистским мотивам; т.н. «черному театру», в центре внимания которого – судьбы иммигрантов, преимущественно – темнокожих; обличению коррупции в правительственных институтах; проблемам сексуальных меньшинств.

Вы здесь: Home Литература Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе