Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе

ТЕМЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НОВАЦИИ МОДЕРНИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Разнородная группа интеллектуалов и художников, многостилье, трудность в выборе критериев. Поколения модернистов в английской литературе:

-поколение рубежа веков (1890-1910 гг.) выявляет иррациональное начало в человеке; показывает субъективность оценок - Джеймс, Конрад

-собственно модернисты (1920 - 1930 гг. ) – Блумсберийцы, Вульф, Джойс, Элиот; Форстер, Лоуренс, имажисты

-послевоенный модернизм (1950-1960 гг.) Беккета, О’Брайена, Даррелла

Намеренный и радикальный подрыв традиционных оснований не только в западном искусстве, но и во всей культуре в целом требует понимания связей модернистов с реалиями интеллектуальной и исторической действительности:

-Мыслители (Ницше, Фрейзер, Джеймс, Фрейд, Юнг); -Аналитическая философия Джорджа Мура для блумсберийцев, -Прогресс как вариант технологического хаоса, бесчеловечного в своей сути (телефон, телеграф, авиация, кино, радио), - Конрад, Джойс, Элиот, Беккет. -Первая мировая война: отказ от всякой связности в трактовке мира; создание подчеркнуто парадоксальных и иллюзорных систем его отражения (Вульф)

Основные черты модернистского искусства: Ориентация на новое эстетическое чувство. Элитарность, требование особого сотворящего зрителя, способного оторваться от правдоподобия, эмоций. Отвержение обывательских взглядов и вкусов. Выставка постимпрессионистов в Лондоне. Эпатаж.Трагическое мироощущение:

- Утрата единых религиозных, философских, интеллектуальных основ, разорванность сознания человека XX века. Традиционный порядок, композиционная стройность и ясность языкового выражения классической литературы, основанной на религии и культурных мифах разбиваются о «необъятную панораму всеобщей тщеты и анархии, царящих в современной истории» (Элиот)

- Распад человеческих связей как распад культуры запада. Элиот: «Заболевание, которым поражена современная эпоха состоит в неспособности испытывать к Богу и человеку такое чувство, какое испытывали наши предки, когда исчезает религиозное чувство, сами слова, в которых люди стремились его выразить, лишаются смысла- это означает смерть…»

- Утрата веры в ценности среднего класса (пуританская мораль, викторианские ценности).

- Отсутствие табу (эра джаза у Олдингтона, этика блумсберийцев)

Поиск собственного мифа. Субъективность и интроспективность:

- Поиск новых форм понимания смысла бытия – символико-мифологических и при этом авторских – «епифания» Джойса, «момент бытия» Вульф, текст культуры Элиота и др.

- «маленький человек» как герой (психологическая интроспекция, сложная мотивация поступков, намеренное усложнение психологического рисунка, важен сам процесс, импрессионистичность). Будничность и повседневность

Художественные новации. Разрушение традиций, сознательное экспериментирование:

- Приоритет стиля над сюжетом (как рассказан сюжет). Формализм. Едва ли не основная форма - это абсолютизация тех или иных компонентов материала формы литературного произведения. Важным становится не то, что изображается, а то, как оно изображается. - Фрагментарность, монтажность. - Бессобытийность и незавершенность (открытый финал в противопоставлении с дидактичностью развязок реалистов) – разрыв последовательных форм осмысления сюжета, логики причин и следствий. - Особая трактовка времени: отказ от принципа линейности времени. Сознательное нарушение хронологической последовательности в повествовании. Линейное время как рутина, однообразие и упорядоченность в жизни обывателя. Механистичность жизни отрицается существованием времени души, личного восприятия. Психологическое время и символическое время противопоставляется традиционному историческому

- Суггестивность, подтекст

- Связность формально бессвязного текста достигается благодаря аллюзивности, лейтмотивным структурам, символике, со- и противопоставлениям различных линий, временно-пространственных топосов.

- Интертекстуальность (классические аллюзии, заимствования из других культур и языков).

- Поток сознания - прием повествования при котором полное отсутствие авторского комментария сочетается со стремлением максимально точно воспроизвести ход мыслительного процесса с полным спектром в нерасчленненном потоке восприятия героя: чувственное восприятие смешивается с сознательными и безотчетными мыслями, воспоминаниями, ожиданиями, чувствами и ассоциациями.

- Использование полиперспективной точки зрения (Джеймс, Вульф, Джойс), отсутствие всеведущего автора

- Словотворчество – язык не воспринимается как нечто прозрачное, язык амбивалентен как и сама реальность, которую он конструирует (Джойс, Элиот, Беккет).

-Неомифологизация – это попытка сознательно использовать миф нетрадиционно. Для многих явлений "неомифологизма" характерно смешение разных стилей и традиций в искусстве. В структуре одного произведения можно заметить и драматургические, и мифологические, и музыкальные начала. Все они вместе служат построению целостного текста. В этих "неомифологических" произведениях миф не является ни единственной точкой зрения, ни единственной сюжетной линией. Он сталкивается с другими мифами, с реальностью, с историей. Соотношение мифологического и исторического в произведениях "неомифологической" направленности может быть самым разным, вплоть до возникновения отдельных сюжетных линий. Стоит также отметить, что в подобных произведениях возможна игра точек зрения. Это связано с тем, что ни историческая ни мифологическая составляющие не проводятся последовательно. Пример: Улисс Джойса - обращение к мифу об Одиссее. В Бесплодной Земле Элиот создает целую мифологическую систему. В подтексте сквозного сюжета поэмы - поиски Святого Грааля.

Вы здесь: Home Литература Ответы к государственному экзамену по английскомй литературе