Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

История русской литературной критики 19-20 веков

Пьеса Горького На дне как социально-психологическая драма

Пьеса Горького "На дне" была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Г долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась "Ночлежка", затем "Без солнца" и, наконец, "На дне". В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже "уже некуда больше идти". Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Г: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показаны Г. В пьесе Г зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, -трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. "Не помню, когда я сыта была, - говорит она. - Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь..." Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: "Работы нет... силы нет... Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот правда!" Обитатели "дна" выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит "дно", неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы "дна". Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: "Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит- гордо!" Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл... Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Г, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Г в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Пьеса «На дне».Напис. в 1902г., впервые поставлена на сцене в декабре того же года и не исчезает из репертуара театров и по сегодняшние дни. В драме Г. Показал противоречия русской жизни накануне 1-й революции. В произв. Показан глубокий соц.—философ. Конфликт, конфликт «души и тела»: люди, оказавшиеся на дне . рассуждают о добре и правде, о человеке, поднимают проблему гуманизма. Герои пьесы—городская нищета на последней ступени обездоленности. Люди лишены возможности заниматься привычным делом и не сумевшие адаптироваться к «низкой среде».Каждый из них несчастлив по-своему. Интересен образ Луки. Старик –бродяга привносит в ночлежку нечто новое, давно забытое, а некоторым и вовсе незнакомое—чувство жалости и сострадания .Его теория—идея спасительной лжи. Для него высшая цель-правда и каждому обитателю ночлежки он даёт её. Эта правда нужна насте, верящей в любовь, нужна актёру. Поверившему в излечение .Но каждый ,кто поверил в эту правду, несчастен .Лука кажется им единственным защитником несчастных. Когда же начинаются несчастья, Лука исчезает. А с ним и призрачные надежды на перемены и спасение .Гибель актёра. ,ссылка Пепла ,смерть Анны, возвращение остальных обитателей ночлежки в прежне безысходное состояние—сам ход событий отвергает философию Луки. Уход старика свидетельствует о его поражении. Но из всех обитателей Лука один мог рассмотреть в каждом что-то хорошее, веру в добро, в любовь, желание изменить мир и себя, смог увидеть в других то, что даже не пытались искать другие.

Вы здесь: Home Литература История русской литературной критики 19-20 веков