Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

История русской литературной критики 19-20 веков

Маяковский

Первые стихи, а также подпись Маяковского под манифестом футуристов появились в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (1912). В 1913 г. вышел в свет первый сборник стихов с программным названием «Я» и была поставлена на петербургской сцене трагедия «Владимир Маяковский». В 1915 г. издана первая поэма Маяковского «Облако в штанах». Последовавшие затем поэмы «Война и мир» (1915-1916) и «Человек» (1916-1917) с их антивоенным пафосом и гимном новому человеку, а также второй сборник стихов « Простое как мычание» (1916) сделали Маяковского одним из крупнейших поэтов 1910-х гг. Переход Маяковского на сторону революции был вполне закономерен: поэту уже недостаточно было радикального новаторства в искусстве, он жаждал в корне изменить жизненный уклад в стране. В стихах 1918 г., а также в аллегорической драме «Мистерия-буфф», сделанной в традициях народного театра, поэт воспевал наступление новых времен. В 1919 г. Маяковский начал сотрудничать в центральном агентстве печати РОСТА, сочиняя для злободневных плакатов емкие строки-лозунги и сатирические частушки. В период строительства нового мира поэт видит себя не только «агитатором, горланом, главарем», но и обличителем врагов революции, бичуя их в сатирах («Прозаседавшиеся», «О дряни», «Бюрократиада»). Интимнейшие стороны жизни человека Маяковский воспринимает как общественно значимые («Люблю», 1922; поэма «Про это», 1923), а явления общественной жизни переживает как личные (поэмы «150000000», 1920; «Владимир Ильич Ленин», 1924; «Хорошо», 1927). Постепенное утверждение новой эстетической системы пролетарского искусства в стране привело к усилению критического отношения к творчеству Маяковского. Особо резким нападкам подверглись сатирические пьесы «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930), бичующие новых советских обывателей и бюрократов. Поэту было отказано в праве на загранпоездки, его юбилейная выставка «20 лет работы» подверглась бойкоту. Поэма «Во весь голос» (1930) и любовная лирика («Письмо Татьяне Яковлевой», «Уже второй, должно быть ты легла...» и др.) — последние удачи поэта, измученного непониманием и неприятием со стороны товарищей, нескладывающейся личной жизнью, ощущением усиливающегося творческого кризиса. Весь этот комплекс причин привел к самоубийству поэта 14 апреля 1930 г.
В творчестве Маяковского принято выделять два этапа: дореволюционный, связанный с футуризмом, и советский. Связь с футуризмом несомненно наложила отпечаток на формирование художника, но не смогла заглушить социальный и гуманистический пафос, в наибольшей полноте проявившийся в советскую эпоху» — вот распространенная точка зрения, типичная для советской критики и литературоведения. Другая тенденция в исследованиях о творчестве Маяковского — ограничивать подлинные творческие достижения поэта периодом до 1917 г., а в его стихотворной продукции советских лет видеть компромисс с новой властью и своей поэтической совестью («наступал на горло собственной песне»). Маяковский целостен и монолитен, а произведения советских лет — закономерное продолжение дореволюционного, футуристического этапа. В послереволюционный период в творчестве Маяковского появляются новые темы: революционная, гражданско-патриотическая, антимещанская. Поэт всем сердцем принял революцию, он надеялся на изменение этого мира к лучшему, поэтому много работал в окнах РОСТА, агитируя за революцию. Он создает множество агитационных плакатов, попросту говоря, рекламы: Пролетарка, пролетарий, Заходите в планетарий. Многие стихи этого периода посвящены антибуржуазной и антибюрократической темам. В стихотворении “Прозаседавшиеся” Маяковский высмеивает всевозможные бюрократические учреждения (“а-б-в-г-д-е-ж-з-комы”), появившиеся, как грибы после дождя, в первые годы Советской власти. А в стихотворении “О дряни” маленькая канарейка становится символом нового советского мещанства, и рождается призыв: “головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!” В “Стихах о советском паспорте” автор затрагивает сразу две темы: антибюрократическую и патриотическую. Но главной темой этого стихотворения, бесспорно, является патриотическая тема. Лирический герой горд за свою страну, проводящую невиданный эксперимент, строящую новое общество: Читайте, завидуйте! Я - гражданин Советского Союза! К патриотической лирике можно также отнести такие стихи, как “Товарищу Нетте, человеку и пароходу”, “Рассказ товарища Хренова...”. Последнее стихотворение является гимном рабочему человеку:  Я знаю - город будет, Я верю - саду цвесть, Когда такие люди В Стране Советской есть. Важное место в послереволюционном творчестве поэта занимает тема поэта и назначения поэзии, затронутая в таких произведениях, как “Поэт-рабочий”, “Разговор с фининспектором о поэзии”, “Сергею Есенину”, “Юбилейное”, вступление к поэме “Во весь голос”. Маяковский дает оценку своему творчеству, называя себя поэтом-горланом (“Во весь голос”), пишет, что работа поэта трудна, что “поэзия - та же добыча радия”, и труд поэта родствен любому другому труду. Поэзия -это “острое и грозное оружие”. Она способна агитировать, поднимать на борьбу, заставлять трудиться. Но такая позиция поэта-главаря зачастую мешала поэту-лирику. Маяковский часто должен был “наступать на горло собственной песне”, и дар тонкого поэта-лирика все реже и реже звучал в его творчестве (“Неоконченное”, “Письмо Татьяне Яковлевой”). Все творчество поэта Маяковского было посвящено одной цели: служению людям. Именно любовь к людям называет поэт движущей силой своего творчества (“Письмо товарищу Кострову...”), поэтому поэт уверен, что “мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо...”.

В послеоктябрьской лирике одним из героев Маяковского становится человек из народной массы. Поэту интересна его духовная жизнь, и он помогает ему облечь в слова своё переживание. Отсюда — жанр «рассказов», среди которых наиболее характерен «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» (1928). Здесь создан речевой образ пролетария, включающий просторечие («промежду лопаток»), грамматическую неправильность («в рубаху влазь») и желание выразиться книжно («Чтобы суше пяткам — / пол / стелется, / извиняюсь за выражение, / пробковым матом»). Постепенно происходит процесс слияния лирического героя с персонажем ролевой лирики. Поэт таким образом пытается из «я» стать частью «мы». Маяковский создал образ рабочего, который должен стать высшим идеалом, средоточием всех ценностей. Он задумывался как модель человека будущего, но оказался несовместим с общечеловеческими духовными ценностями. Душевная жизнь человека определялась теперь классовой идеологией. Противоречие между духовными ценностями и избранной поэтом системой нравственных ориентиров стало причиной крушения всей художественной системы.

Маяковский был интереснейшей личностью и замечательным художником слова, искусным мастером, наиболее ярким новатором в поэзии XX века, не только русской. Непонимание и непризнание Маяковского и массовым, и элитным читателем обедняет сознание современного человека. В монографии Кормилова «Маяковский» говорится о том, как наследие Маяковского воспринимается сейчас, характеризуется его творческая индивидуальность, излагаются основные вехи жизненного и творческого пути, подробно анализируются произведения, входящие в программу для поступающих в вузы России и МГУ в частности.

Вы здесь: Home Литература История русской литературной критики 19-20 веков