Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

История русской литературной критики 19-20 веков

Поэмы Есенина

Город давил на поэта, пил из него душу и вливал в него смрад и горечь. Увы, вскоре город обрел черты революционного мятежника, привнеся в быт разруху, голод, смерть. Есенин далеко не сразу принял идеи большевизма (а если честно, то так до конца и не принял их), его • мучила двойственность, умирающая деревня добавляла скорби в душу поэта. Есенин выразил свои сомнения, свое негодование, свою скорбь в великолепной поэме "Пугачев". В этой драме история не была для Есенина самоцелью, он не стремился детализировать крестьянские войны. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Романтический цвет, в который окрашены фигуры Пугачева и его сподвижников, несет в себе кровавый сполох двадцатых годов двадцатого века. Патетика монологов Пугачева и Хлопуши, мечта и стремление восставших "новой жизнью жить" — все это идиллические сомнения и надежды автора. И все же Пугачев в поэме явно и подчеркнуто одинок. Почти как сам Есенин. И ностальгическая тоска ("Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, когда в Пензенской губернии у меня есть дом?"), и надрыв духовный ("Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?") типичны для автора поэмы. В строках "Ржет дорога в жуткое пространство", "Пучились в сердце жабьи глаза грустящей в закат деревни", и во многих других отразилось переживавшееся тогда Есениным увлечение имажинизмом. Это сказывалось в прихотливости образной системы, нарочитом соединении разнородных лексических слоев, вычурности метафор, повышенной эмоциональности, почти "крикливости" стиха. Считается, что трагический конец героя и предательство сподвижников показали, как Есенину становится чужда идеализация крестьянства. Есенин был порабощен городом, но из деревни он тоже вырос, как вырастают из штанишек. Ему некуда было возвращаться, именно поэтому бунт был замкнут на себя и неизбежно обречен. Потом, в "Черном человеке", он еще пронзительнее посетует на одиночество и бесполезность бунта. Но в "Пугачеве" он еще борется, однако борьба его печальна, от нее веет обреченностью. Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира. Он называл себя пророком Сергеем Есениным, говорящим "по Библии" о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай — Инония. Но шли годы, а желанный рай не наступал. Перед Есениным все чаще вставал мучительный вопрос: "Куда несет нас рок событий?" Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Тогда-то и рухнули мечты поэта о "Граде Инонии". Тогда-то и появился образ Пугачева, попытавшегося силой построить этот крестьянский рай, но безуспешно.

Поэма "Анна Снегина" играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по поводу дальнейшей судьбы послереволюционной России. Во многом поэма стала биографичной. Лирический герой, получивший такое же, как и у автора имя Сергей, и от лица которого ведется повествование, приезжает в Родное село Радово в промежуток между двумя революциями 1917 года. Идеальная картина жизни радовских крестьян была разрушена еще до революции из-за жителей соседней деревни Криуши, где " житье...было плохое - почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре заезжаных кляч". Главный среди криушан Прон Оглоблин, в одной из сходок с радовцами, убивает их председателя. Самому лирическому герою близок крестьянский народ, близки его чаяния и проблемы, хотя в сердце Сергея все еще жива любовь к местной помещице Анне Снегиной. Вместе с Проном Сергей приезжает в ее поместье в не лучшее для героини всремя - она получает и звестие о гибели мужа. Целью визита является попытка забрать землю помещиков в пользу крестьян. Прон - человек бесшабашный, но выступающий за интересы народа крестьян. После первого революционного переворота он обещает :" Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе". Но во время гражданской войны он гибнет, на его место приходит его же родной брат Лабутя. Самым важным для понимания этого героя является то, что во время расстрела большевиками его брата Лабутя прячется, вместо того, чтобы защитить его. Поэт ощущает, что во время революции уцелели именно такие Лабути. Остались в живых трусы, а не грубые, но смелые люди. Волнует и то, что именно такие перрсонажи чаще всего оказывались не только у народной власти, но и играли первые роли в руководстве государства. Есенин понимал, что при власти, во главе которой стоит Лабутя, мечты крестьян о счастье по образу села Радова никогда не станут явью. И героиня поэмы, чей образ олицетворяет красоту, уезжает из России. В новой России, привратившейся в нищие Криуши, для красоты нет места.

«Черный человек» - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы. Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, драматическое ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия. Это лирическое выражение терзаний души поэма – одна из загадок творчества Есенина. Ее разрешения в первую очередь связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» - черного человека. Его образ имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек. В центре сюжета поэмы – разговор лирического героя с неким «черным человеком», который рассказывает поэту о его жизни. Но к концу поэмы мы узнаем что «черный человек» - и есть лирический герой, то есть его двойник, который появляется во время бессонницы и не может уснуть. «Черный человек» - это не совесть, и не внутренний голос, и тем более не голос Бога. Его образ – это попытка поэта взглянуть на себя со стороны, осмыслить свою жизнь, свои поступки. Почему человек именно черного цвета? В начале поэмы поэт описывает свое состояние во время прихода «ночного гостя»: состояние боли, грусти, тоски… Во второй части мы узнаем, что лирический герой страдает от одиночества, и даже окружающий его мир кажется хмурым и серым: «Вся равнина покрыта / Сыпучей и мягкой известкой, / И деревья, как всадники, / Съехались в нашем саду». Именно в такой момент, когда одиночество и грусть захватывают поэта, ночью перед ним является «черный человек» и начинает рассказывать ему о его жизни. Он говорит о родине поэта, о жизни в стране «в стране самых отвратительных громил и шарлатанов». Но, несмотря на серость окружающего мира, поэт все же «самой высокой и лучшей марки». Черный человек не ругает лирического героя, не осуждает и не оценивает, он просто рассказывает со стороны о том, как складывается его жизнь. Можно уловить даже ноты нежности в его слова: «мальчик… желтоволосый, с голубыми глазами». Но, тем не менее, поэт чувствует, что черный человек хочет назвать его вором, жуликом… Черный человек, описав жизнь поэта, пытался сказать, что часть жизни уже прожита, но не сделано ничего великого, хотя у него есть и способности, и возможности. Есенин возненавидел его за осознание своих упущенных возможностей, за то, что этот необычный «самоанализ» привел к таким неутешительным выводам, к неудовлетворенности жизнью, к бессоннице. «Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности – традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова. Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным. Перед нами два образа – чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником – поэтическое выражение подсознательного. В исповедальной книге, читаемой «прескверным гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя. Соотношение монологической и диалогической речи выявляется в ритмико-интонационном строе поэмы.
Алла Марченко долгие годы занималась изучением творчества С. Есенина. «Творческий путь Есенина» - итог ее деятельности. Книга посвящена анализу поэтики Есенина, особенностей его поэтического мышления. Автор стремилась показать, что Есенин не только поэт милостью божией, но и строгий, сознательный мастер. В эволюции поэзии Есенина, его образов и лирических устремлений - внутренний "сюжет" работы, основывающийся на "завещании" Есенина, писавшего в одной из последних автобиографий: "В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам". В книге широко и всесторонне прослежены как творческие связи поэзии Есенина с традициями русской поэзии (и литературной и фольклорной), так и ее отношения с революционным прошлым. А. Марченко видит своеобразие есенинского слова в том, что оно не замкнуто только на своем, а обращено ко всему миру - "во всей его необъятности".

Вы здесь: Home Литература История русской литературной критики 19-20 веков