История русской литературной критики 19-20 веков

Жизнь Клима Самгина

Четыре десятилетия из истории России, из жизни ее "мозга", русской интеллигенции, составляют содержание эпопеи "Жизнь Клима Самгина".Замысел - представить духовную жизнь русской интеллигенции в панораме жизни всей России на переломе истории, за сорок лет - с 80-х годов прошлого века до 1917 г., с момента убийства царя Александра II до крушения последней российской монархии в революции. роман-эпопея, где воплощен правый суд художника над той частью русской интеллигенции, которая не приняла социалистической революции, не поняв ее исторической неизбежности и освободительной миссии пролетариата и большевиков. Крупным планом это художественное отрицание вершится в образе Самгина, "пустой души", который является центром повествования, главным посредником автора в его взаимоотношениях со всеми другими героями романа и одновременно основным объектом его "скрытой" сатиры. В романе поставлены традиционные для русской культуры вопросы: интеллигенция и революция, народ и интеллигенция, личность и история, революция и судьба России. Корень характера Самгина - и в этом типичная для интеллигенции болезнь духа в понимании Горького - гипертрофия "самости", крайний индивидуализм. Стремление во что бы то ни стало выделиться из окружения, отличиться, с детства подогреваемое в Климе семьей, атмосферой дома, всей средой, постепенно формирует в характере героя расхождение формы и сущности. Чтобы утвердиться в чувстве превосходства над людьми, Клим совершенствуется в умении находить, а чаще воображать во всех известных ему лицах неприглядные черты - глупости, тщеславия, злобы и др. Для него узнать человека - значит уличить, "обнажить человека, вывернуть его наизнанку", поймать на какой-то фальши. Такая установка героя приводит его к неизбежной потере непосредственности и естественности, культивирует в нем сухо рассудочное. черство рационалистическое отношение к миру. "Скучно", "противно", "глупо" - основной тон его восприятия реальной жизни, окрашивающий собой и тон повествования в романе. Во взаимоотношениях Самгина с людьми, с миром автор подчеркивает не только созерцательность и недостаточную действенность, но и на поверку - устойчивое равнодушие, когда интерес к человеку не выходит за пределы холодного, испытующего и ироничного любопытства (вспомним, например, эпизоды смерти людей, близких Самгину, - жены Варвары, Марины Зотовой, Лютова, Туробоева). в характере Самгина - это его отношение к правде и иллюзии, к реальности и мечтаниям о ней. Отношение Самгина к правде двоится. С одной стороны, в своих собственных глазах он - сторонник полной объективности и трезвой правды, "не романтик".И вместе с тем Самгиным движет нередко иное начало. Это стремление отвернуться от неугодной ему действительности, от правды, словно стереть ее в своем сознании, объявив обманом, иллюзией. Таков в итоге смысл символического лейтмотива, скреплявшего во многом образный строй романа: "А был ли мальчик?" (эпизод гибели Бориса Варавки, свидетелем которой был Клим). Герой пытается уверить себя и нас, что "мальчика" не было. а значит, не было и никакой вины Клима перед ним. Мотив "мальчика", восходящий к известному пушкинскому (мотив трагической вины героя в "Борисе Годунове"), превратившийся у Самгина в скептическое сомнение, в вопрос ("А был ли мальчик?"), становится знаком скептицизма, стремления прошедшие перед его глазами, но неугодные ему факты и события объявлять иллюзией, действительностью несостоявшейся или недолжной, тем самым снимая всякую ответственность за них с себя самого. Именно так, как с обманувшей его исторической иллюзией, расстается Самгин с революцией 1905 г. В результате в центральном герое перед нами приоткрывается весьма резкое несовпадение его роли и сущности, "кажимости" и подлинности, которое так или иначе сказывается на всех сторонах его бытия. Адвокат по профессии, Самгин - вечный обвинитель по пристрастию; уличающий всех окружающих в несамостоятельности мысли, он сам в своем мышлении не более, чем "система чужих фраз"; "покорный слуга революции", он по сути - лишь ее невольник, а потом и отступник. В изображении всего этого Горький недвусмысленно, хотя и без участия прямого, оценочного слова от автора, расходится с Самгиным, жестко судит его, освещая его фигуру светом едкой иронии и сарказма. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Самгиным. Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в данной ситуации, его точка зрения, его переживания. Клим Самгин является представителем русской буржуазной интеллигенции конца XIX — начала XX века. Все оттенки ее психологии, все ее колебания, блуждания и тайные вожделения запечатлены в его образе. Самгин не красив и не уродлив. В его внешности нет ничего яркого. Клим Самгин вечно находится на грани между порядочностью и аморализмом. Он всегда колеблется и никогда не может двинуться в ту или иную сторону. Жизнь Клима Ивановича Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе довольно напряженных, мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться. «Зеркальная» система образов позволяет углубленно показать не только сокровенную сущность, но и, употребляя известное щедринское выражение, скрытые «готовности» Самгина. Отраженные самгинские черты и качества выступают обычно в других персонажах либо в заостренном, либо в сниженном виде и, достигая своего конечного развития, приобретают компрометирующий героя характер. Люди кичатся своей «неповторимостью», а на поверку сказывается, что первый же из них —Самгин — повторяется глиной из своих черт в безликой провокаторше Никоновой или в рассудительном шпионе Митрофанове, другой — в цинически-беспринципном и таком же всеядном Дронове и сам огорченно догадывается о внутреннем сродстве с ними. Приём «зеркального отражения» с ещё большей наглядностью обнажает пустоту души героя и психологическое мастерство автора. Вместе с тем «Жизнь Клима Самгина» не просто историческая хроника (и в этом заключается одна из важнейших особенностей произведения), а многоплановый эпический роман. Исторические картины не имеют здесь самодовлеющего значения. Вместе с вымышленными писателем массовыми сценами они превращаются своего рода могучие идейные сюжетные опоры, на которых зиждется все грандиозное здание. В массовых сценах и исторических картинах показывается рождение в России революционного народа, выход его на историческую арену. Возникает почти физическое ощущение того, как народ вырастает в могучую преобразующую силу, противостоящую всем силам старого мира. Основные идеи и образы Горького получили развитие в творчестве Маяковского, Серафимовича, Фадеева, Шолохова, Федина, Н. Островского, Макаренко, Гладкова, С. Айни, М. Ауэзова, А. Упита, В. Лациса и других советских писателей

 

 

Вы здесь: Home Литература История русской литературной критики 19-20 веков