Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

История русской литературной критики 19-20 веков

Заболоцкий

Мировоззренческое кредо Н. Заболоцкого состоит в утверждении поэтом эволюционистского единства с миром. 1. Синтетизм научности и художественности.В научной картине мира Н.А.Заболоцкий находил объективную основу для своей поэзии. Н.А.Заболоцкий мечтал о синтезе науки и искусства. 2. Экологический футурологизм (переходящий в утопизм)Особенность художественной картины мира, характеризующаяся эволюционным предвидением будущего, в котором возможна гармония между человеком и природой. Эта особенность художественного мира Н.А.Заболоцкого наиболее ярко представлена в его ранних поэмах: "Торжество земледелия", "Безумный волк", "Деревья", "Птицы" и "Школа Жуков".Мы ощущаем здесь явную идеализацию живой природы, преувеличение гармонии в ней. Все дело только в том, чтобы эту гармонию не разрушал человек. 3. Гиперрационализм (одухотворенность). Н. Заболоцкий наделяет в своих произведениях человеческим разумом не только животных, но и растения и даже неорганические предметы. В поэме "Деревья". Одухотворение предметов дает возможность Н.А.Заболоцкому создать иллюзию его полного единства с миром, с природой. Вот почему он свободно обращается в своих стихах к дроздам, кузнечикам, березам, рябинам и т.п. неговорящим в реальности предметам. В гиперрациональности есть своя эволюционная подоплека: все, что в эволюции предшествовало появлению человеческого разума, все-таки принимало участие в нем, поскольку человек с его разумом - венец природы; все же, что было создано человеком, благодаря его разуму, несет на себе его отпечаток. 4. Метаморфизм заключается в переходе одного явления - в другое. о материальных превращениях. 5. Культурологический антропоморфизм.Человек как творец культуры занимает центральное место в образе мироздания, Он прославляет его в стихотворении "Венчание плодами", "Седов", "Север", "Бетховен", "Город в степи", "Творцы дорог".

6. Эстетизм. поздний Н.А.Заболоцкий перестанет восхищаться красотой природы. Свою любовь к природе он выразил во множестве стихов - "Поэма весны", "Вечер на Оке", "Гомборский лес". В стихах молодого Заболоцкого «тело мира» оказывается восхитительно-ужасающим: оно завораживает своей витальной силой и пугает готовностью вытеснить и уничтожить все иные проявления бытия. Это неоднозначное отношение к предметности в полной мере отразилось в «Столбцах» Заболоцкого. Главная тема «Столбцов» - вот эта невероятная жизнеспособность материального мира, остающегося собой во всех перипетиях, сохраняющего устойчивость при любом крене, весомость и красочность – при любых операциях, которым его подвергает человеческое сознание и ход событий. Собственно, для Заболоцкого вещная реальность – это и есть средоточие мира. В «Столбцах» причудливо и фантастично преломился мещанско-пошлый мир, глубоко ненавистный поэту. Поэтика «Столбцов» отчасти восходит к поэтике XVIII века, а также к хлебниковским вариациям ямба с иронической внезапной ломкой плавно тянущегося классического размера.Лирика. Поэт стремился запечатлеть эстетический парадокс — лирическое самовыражение субъекта, стоящего на одной ступени развития с животным миром. Так Заболоцкий выразил свое отношение к эпохе, не жалея и не презирая, не отчужденно, но отстраненно, ее же языком.Окружающий мир был для Заболоцкого перевернутым миром — «системой девок» и «системой кошек», «цирком», миром уродцев. Здесь таится глубоко спрятанный аллюзивный намек на образ из греческой мифологии на Цирцею, обратившую спутников Одиссея в свиней. Замкнутый мир города, шире — цивилизации, характеризуется у Н. Заболоцкого мотивами пошлости (знаками ее становятся примус, кошки, самовар, гитара, джаз), продажности (все, что выставлено на продажу: калеки продают свое уродство за милостыню, бабы — сирены — девки — дамочки продают обманную любовь), обезличения, утраты индивидуальност.

У Н. Заболоцкого мир животных и мир людей поменялись местами. Деградировавший, спившийся, перевернутый мир уродов менее человечен, чем одухотворенные и естественные животные. В 30-е годы, после уродливого, гротескного мира «Столбцов» Заболоцкий написал целый ряд стихотворений и поэм («Школа жуков», «Торжество земледелия», «Лодейников», «Безумный», «Волк», «Деревья», «Подводный город», «Человек в воде»), где обратился к прекрасному, чистому, разнообразному в своих проявлениях миру Природы. В основе произведений поэта 30-х годов — натурфилософская концепция мироздания как единой системы, объединяющей живые и неживые формы материи. Заболоцкому этого периода свойственен пантеизм. Его мир Природы — и животные, и растения — одухотворены. динственное, что останется как память о его жизни, как наследие потомку — Мысль. То, что из «государства атомов» делает человека, то, что выделяет его из мира Природы. Эта же идея — бессмертия Мысли — ключ к пониманию элегии Заболоцкого «Вчера, о смерти размышляя…» После тяжелого душевного потрясения и вынужденного долгого молчания натурфилософские мотивы в поэзии Заболоцкого если и не исчезают совсем, то явно уступают место портретным («Портрет », «Поэт», «О красоте человеческих лиц»), пейзажным («Поздняя весна», «Весна в Мисхоре», «Осенние пейзажи»), портретно-психологическим зарисовкам («Неудачник», «В кино», «Старая актриса ») и стихотворениям балладного типа («Журавли», «Прохожий», «Ходоки», «Смерть врача», «Это было давно»).Поэмы. Три поэмы тесно связаны по содержанию и поэтике. Вселенная в них как бы только возникает из первобытного хаоса, преображается. «Торжеству земледелия», «Безумного волка», «Деревьям». В крестьянском мире Заболоцкий видит не патриархальную утопию, но пытливость крестьянского ума, разбуженного от вековой дремоты и мыслящего о строении Вселенной, о бессмертии души. Становление человеческой цивилизации воспроизводится в животном мире. Если в трех поэмах фантазия изобретательна, а поэтическое чувство «заперто», то «Лодейников» (1932-1934, 1947) -- это скорбь духа, потрясенного «вековечной давильней» натуралистически изображенной природы, что косвенно отражает и социальную жизнь страны.Выход «Торжества земледелия» (журнал «Звезда», 1933) вызвал критические обвинения как «пасквиль на коллективизацию» и «циничное издевательство над материализмом... под маской юродства и формалистических вывертов», и подготовленный к этому времени сборник стихов не увидел света.

Вы здесь: Home Литература История русской литературной критики 19-20 веков