Ответы к экзамену по античной литературе

Греческая мифология. Космогония. Этапы развития

Космогония — учение о происхождении или о сотворении Вселенной. Со времён Гесиода она служила сюжетом множества философских трактатов.

Поэма Гесиода, «Теогония», является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками. В художественном плане «Теогония» сильно уступает «Одиссее» и «Илиаде».

У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцев и о героях. Cначала был Хаос, потом появилась Гея, Тартар и Эрос. Потом от Хаоса рождается Ночь и Эреб. Ночь рождает Эфира и День от Эреба. Гея же рождает Урана и нимф. От брака Геи с Ураном рождаются первые боги — титаны. Также от этого союза Гея родила циклопов и гекатонхейров.

Античная мифология является отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений, ее отношения к настоящему, прошедшему и будущему, ее идеалов и вообще всех ее материальных и духовных жизненных сил. Только понимание мифологии как разновидности конкретно-жизненного мышления превращает ее в то подлинное достояние человечества, в котором оно жизненно нуждалось в известные периоды своего развития. Эпоха исторического развития человека, заставлявшая его мыслить мифологически носит название родового строя или, точнее, первобытнообщинной формации. Мифология и есть известного рода перенос общинно-родовых отношений на природу и на весь мир.

Человеку в первобытнообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, и поэтому самым убедительным для него объяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир и вся природа оказывались здесь не чем иным, как одной огромной родовой общиной, представители которой являются обязательно живыми существами, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Только познакомившись с особенностями самой родовой общины первобытных времен, можно понять мифологию. В самой родовой общине нет ничего мифологического, волшебного или магического. Если Гефест есть только кузнец, перенесенный с земли на небо, то в нем нет ровно ничего мифологического, как и в обыкновенном кузнеце на земле. Если Деметра есть покровительница земледелия, то и она не имеет никакого отношения к мифологии. Но стоило только перенести общинно-родовые отношения на природу (а не переносить их на природу первобытный человек не мог, поскольку они были для него самыми близкими и понятными), как она становилась мифической и магической и наполнялась живыми существами, по своей силе уже бесконечно превосходящими человека и потому часто получавшими вид чудовищ и страшилищ.

Мифология же есть определенный тип мышления на ранней ступени человеческого развития, а мышление невозможно без обобщения. Кроме того, мышление находится в единстве с языком, а всякое слово тоже есть некоторое обобщение. "Миф" по-гречески и значит не что иное, как "слово". Следовательно, миф тоже есть то или иное обобщение; и те живые существа, о которых повествует мифология, всегда являются тем или иным обобщением, поскольку им, как чему-то общему, всегда подчиняется определенная область действительности как совокупность того или иного множества или даже бесконечного числа частных явлений.
Первобытное мышление мифологично, и мифология, в свою очередь, есть разновидность первобытного мышления. Однако, несмотря на то что мифология и мышление в первобытные времена пронизывают друг друга, они по самой своей природе совершенно различны: миф все одушевляет и, будучи всегда полон смутных, эффективных реакций на такое же смутное жизненное окружение, во всякой человеческой практике стремится найти магию; мышление же во всем стремится найти научные закономерности и человеческую практику стремится осознать, разумно направить и технически усовершенствовать. Слияние и борьба мифологии и мышления существуют целые тысячелетия.
Все мифологические образы, кроме того, должны исследоваться не изолированно, но как элементы более или менее обширных периодов общего развития греческой мифологии.
1)Фетишизм. На присвояющей стадии развития общества человек отождествляет себя с природой, понимает её как нечто одушевлённое с одной стороны, а с другой – как нечто, состоящее из физических предметов и сил, за пределами кот-х человек ничего не знает и не видит. Вещь одушевлённая и в то же время насквозь материальная – фетиш, а мифология, основанная на фетишах – фетишизм.

2)Анимизм. На производящей стадии человек, начав интересоваться составом, смыслом тех или иных производимых им вещей, испытал необходимость отделить идею от вещи, магическую силу от фетиша. Так совершается переход к анимизму.

3)Ранняя классика. Эта ступень (героическая, олимпийская, классическая мифология) начинается с переходом от материнской общины к патриархату. Патриархальная община существует теперь и на Олимпе, что ведёт к переосмыслению функций некоторых божеств, особенно женских.

4)Поздний героизм. На этой ступени люди смелеют в отношениях с богами – многие герои начинают вступать с ними в состязания, люди пользуются дружбой с богами в корыстных целях, бранят их (как, например, в «Илиаде», Ахилл Аполлона за укрывательство Гектора). Боги, как и подобает, наказывают дерзких людей за их поведение. Также для этой эпохи характерны мифы о родовых проклятиях, охватывающих по несколько поколений (случай с Эдипом: его отец Лай, украв ребёнка, был проклят отцом этого ребёнка, погиб от рук собственного сына Эдипа, который, ничего не зная, женился на своей матери Иокасте, узнав правду, она совершает самоубийство, а сыновья Эдипа впоследствии гибнут в сражении и т.д.).

5)Самоотрицание мифологии. Пример тому – культ Диониса, сына Зевса и смертной женщины Семелы. Безудержное веселье и оргии, присущие этому культу, объединяли все сословия, создавалась иллюзия внутреннего единения с богом, тем самым уничтожалась пропасть между богами и людьми. Возникшая из культа Диониса трагедия использовала мифологию в качестве служебного материала, а комедия – резко критиковала богов.

6)Поздняя классика и декаданс. Мифология конилась вместе с первобытнообщинной формацией, для кот-й она была необходима. Литература периода классового рабовладельческого общества в Греции использует мифологию в художественных и политических целях. Мифология гибнет как самостоятельное творчество, продолжая, однако, играть огромную роль как художественная форма для выражения идеологии полисной классики и эпохи эллинизма.

Вы здесь: Home Литература Ответы к экзамену по античной литературе