Шпаргалки по регионоведению

Регионоведение как межпредметная область знаний

 

Регионоведение имеет ряд синонимов: регионалистика, районалистика, регионология, регионика (+регионная география, экономическая география, экономика региона, управление региона, менеджмент). На Западе называется – региональная наука. Многие ученые выдвигают теорию, что регионоведение как наука быть не может.

Регионоведение – область междисциплинарного научного знания, имеющего целью систематического изучения социально-экономического, политического, культурного и этноконфессионального развития и функционирования, относительно целостного территориального образования именуемого регионом. Регионоведение не заменяет дисциплинарных наук. Задача регионоведения не сводиться к суммированию полученных результатов. Регионоведение занимается интегральным обобщением. Объектом регионоведения является комплексное изучение связи между пространственными и функциональными характеристиками внутри региона и за его территориальными пределами. В регионоведении можно выделить 3 части:

· Теоретическое регионоведение – анализ пространственной организации объективно-существующих районов, но не конкретно, а их типов и моделей. Это методологическая часть регионоведение, чаще всего это ядро называют регионалистикой или регионикой.

· Конструктивное регионоведение – проектирование искусственных региональных систем, имеющих чёткие границы, и управление ими.

· Познавательное регионоведение – региональное пространство как средство обыкновенных характеристик региона с разных сторон, в том числе конкретных регионов.

Регионалистика – учебная дисциплина (синоним регионоведения).

Регионоведение использует данные получаемые различными науками. Например, география, экономическая география, культурология, геополитика, религиоведение, медицина, технические науки. Регионоведение использует и методы, и результаты разных наук. Но регионоведение – это не механическая сумма различных исследований региона, а интегральное их обобщение. Результат этого обобщения – появление самостоятельной системы закономерностей и категорий, и выработка целого ряда прикладных понятий (системные характеристики региона). Регионоведение не может быть заменено комплексом других наук, это самостоятельная наука.

 Соотношение регионоведения, страноведения и краеведения

(3 точки зрения):

· Они тождественны (регионоведение – это то же самое, что раньше называлось страноведением).

· Страноведение шире, чем регионоведение (страна состоит из регионов, а регионоведение занимается отдельными частями страны).

· Страноведение – лишь часть регионоведения.

Страноведение – научная дисциплина, занимающаяся изучением разных стран земного шара.

Страноведение – географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением страны, систематизирующая и обобщающая данные о природе, населении и хозяйстве страны. Любую страну можно рассматривать как регион. Но регион может быть шире страны. Регион можно рассматривать как составную часть страны. Регионоведение – более широкое понятие. Страноведение – часть регионоведения. Задача страноведения – создание страноведческих образов различных стран, а также создание детальной характеристики страны при помощи различных признаков. Регионоведение – более интегральная в этом смысле наука.

Регионоведение и краеведение.

Краеведение объединяет данные географии, истории, археологии, типографии, литературоведения, этнографии, топологии и топонимики.

Краеведение не ставит задачей дать управленческие рекомендации. Главная задача – воспитание патриотизма. Краеведение – изучение родного края.

Вы здесь: Home Международные отношения Шпаргалки по регионоведению