Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к экзамену по теме "Современная внешняя политика в контексте нового мирового порядка"

 Внешняя политика: понятие

Функции, формы, ресурсы, взаимосвязь с внутренней политикой.

 

Средством реализации международных отношений государств в мировом сообществе является внешняя политика. Под внешней политикой понимается общий курс государства в международных делах. Она призвана регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами на основе определенного комплекса общепризнанных принципов и в соответствии с его национальными интересами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика теснейшим образом связана с внутренней политикой государства. С этой позиции задача состоит в обеспечении наиболее благоприятных международных условий для достижения целей и интересов государства.

Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями.

Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей. Геополитическое положение государства исторически доминировало в выборе государством партнеров и развитии взаимоотношений с его противниками.

Формой осуществления внешней политики является:

♦ установление дипломатических отношений между государствами;

♦ открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них;

♦ сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями;

♦ осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге, с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.

Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств внешнеполитической деятельности:

- обмен информацией и делегациями на разных уровнях;

- заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая соглашения конфиденциального и секретного характера;

- способствование развитию возможностей внутри- и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других;

- предотвращение ракетно-ядерной войны;

- организация превентивных мер по предотвращению локальных конфликтов и их локализации;

- предотвращение техногенных катастроф и сотрудничество в целях скорейшей ликвидации их последствий;

- борьба с голодом, болезнями, охрана окружающей среды;

- подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий внешнеполитической обстановки и др.

Внешняя политика отражает в своих целях, в выборе средств и методов внутриполитическую ситуацию в государстве, опирается на имеющиеся у него ресурсы и кадровый потенциал.

Большое значение для формирования внешнеполитического курса имееттеория внешней политики. На её основе разрабатываются наиболее эффективные механизмы, методы и средства достижения внешнеполитических целей.

Внешняя политика осуществляется специально созданными для этого государственными органами.

В государственных структурах подавляющего большинства современных государств существуют:

◊ специализированные органы по осуществлению внешней политики и контролю за этой деятельностью - министерства иностранных дел (или внешних сношений) и парламентские комитеты по вопросам внешней политики;

◊ посольства и представительства, в составе которых работают специалисты по военным вопросам (военный атташе) и вопросам экономического (торговые представители), культурного сотрудничества;

◊ научные и культурные центры за рубежом, работающие под контролем посольств и представительств по относительно самостоятельным программам;

◊ официальные и полуофициальные миссии (например, «Корпус мира» в США) и др.

Общепризнанным принципом международных отношений является взаимность. В соответствии с ним государства должны строить отношения друг с другом на равноправной, взаимовыгодной основе, особенно в вопросах, касающихся обеспечения международной безопасности.

В определении специфики внешней политики важное значение имеет выяснение ее соотношение с внутренней политикой. Существует несколько вариантов решения этой проблемы. Первый связан с теорией завоевания, которая объясняет возникновение государств завоеванием одних народов другими. Согласно этой теории внешняя политика, в результате которой возникают и существуют государства, является определяющей по отношению к их внутренней политики.

Другой вариант трактовки соотношение внешней и внутренней политики предложил марксизм, который исходит из того, что внешнеполитический курс любого государства является продолжением ее внутренней политики, вызванного экономическим базисом и интересами правящих сил. Наконец, третий вариант заключается в том, что внешняя и внутренняя политика трактуются как равнозначные.

Под внешнеполитическими ресурсами понимают совокупность факторов силы государства, которые могут быть использованы для проведения целенаправленных действий и достижения желаемых результатов на международной сцене.

Внешнеполитические ресурсы подразделяются на материальные и нематериальные.

К материальным ресурсам относятся:

• - географические - величина территории, местоположение,

• значимость для транспортных коммуникаций, благоприятное окружение;

• демографические - численность населения, его качественные характеристики, размещение;

• экономические - потенциал народнохозяйственного комплекса, его способность создавать преимущества перед другими странами, поддерживать военную мощь, осуществлять экономическую экспансию;

• военные - уровень обороноспособности, возможность применять или проецировать военную силу за пределами своей территории.

• Нематериальные ресурсы включают в себя:

• политические - эффективное государство, система альянсов, конструктивные отношения с ведущими мировыми центрами силы; сюда же относятся институциональные ресурсы (международные и внутренние) - участие в международных организациях, оказывающих влияние на глобальное или региональное управление, наличие внутри страны действенной системы выработки и реализации внешнеполитических решений;

• социальные - сплоченность общества, наличие осознанной поддержки внешнеполитического курса со стороны населения;его готовность, в случае необходимости, нести жертвы для реализации этого курса;

• идеологические и культурные - способность влиять на умонастроения, интеллектуальный климат, духовную жизнь других государств;

• информационные - степень включенности в глобальное информационное пространство, возможность воздействовать на мировые информационные потоки, обеспечивать собственную элиту необходимой для принятия решений информацией;

• научные, научно-технические и образовательные – наличие и воспроизводство интеллектуального потенциала, способного обеспечить высокий уровень развития экономики, военных технологий, а также выработку рационального геополитического поведения.

В современном мире происходит снижение значимости базовых геополитических характеристик - местоположения, ландшафтов, количества населения, обеспеченности полезными ископаемыми. Сохраняют и, вероятно, еще долго будут сохранять свое значение военные потенциалы государств. И в то же время налицо скачкообразное повышение роли невоенных ресурсов, прежде всего экономических, научно-технических, информационных.

Вы здесь: Home Международные отношения Ответы к экзамену по теме "Современная внешняя политика в контексте нового мирового порядка"