Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к государственному экзамену по педагогике: Часть 1

 

Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе. Пути и формы овладения педагогической профессией.

 

 

Профессия -  деятельность, посредством которой человек участвует в жизни общества, которая служит ему источником материальных средств к существованию и признается за профессию самосознанием данного лица.

Педагогическая профессия – это вид трудовой деятельности, являющийся источником к существованию специально подготовленных в педагогических  учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является, создание условий для становления и развития личности другого человека.

 

А) ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.

 

Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества. Однако определить точные сроки ее  появления не представляется возможным.

В течение боль­шого исторического отрезка времени воспитание осуществ­лялось без профессионально подготовленных специалистов в ходе естественных жизненных отношений старшего поко­ления с младшими.

По предположениям ученых воспи­тание как объективный процесс начало складываться в пе­риод перехода первобытного человека от животнообразных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной.

В обществе стала формироваться объективная потреб­ность в воспитании: появилась необходимость в передаче детям опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, что­бы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой - подготовить их к будущей самостоятельной жизни. Первоначально эта потребность удовлетворялась в со­вместной деятельности взрослых и детей. Но воспитательные отношения между взрослыми и детьми не ограничивались сферой труда. Взрослые направляли и пове­дение детей, приучая соблюдать сложившиеся в общине пра­вила, требования, запреты. Это знаменовало зарождение соб­ственно форм воспитания.

 

С упорядочением брачных отношений, появлением пар­ного брака зарождаются домашне-семейные формы воспи­тания, где функцию воспитания выполняют родители, род­ственники.

 

Усложнение хозяйственной деятельности, соци­альных связей повлекло за собой изменения в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человече­ства форма воспитания и обучения - инициация. Инициа­ция это совершение ритуальных обрядов посвящения юношей и девушек в класс взрослых. Перед инициацией мальчиков и девочек собирали (раздельно) в специальные дома или лагеря молодежи, где шла поэтап­ная подготовка. Эти дома и лагеря можно считать прооб­разом школы.

Тогда же в общине выделились лица, посвя­тившие свою жизнь обучению и воспитанию молодежи. Конечно, это еще не учителя в полном смысле слова, но они, несомненно, являлись историческими предшественниками педагогов-профессионалов.

 

Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях раб следил за ребенком, и его поведением, охранял от разного рода опасностей. Такого раба звали педагогом, что в буквальном переводе с греческого (paidagogos) означает детоводитель

Позднее педагогами стали назы­вать профессиональных воспитателей, а затем и преподава­телей, учителей. В современ­ном понимании учитель - это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание.

 

Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массо­вых современных педагогических профессий. Она возник­ла в XVII-XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения.

В Европе, в том числе и в России, такие уч­реждения первоначально предназначались для детей-сирот. Позже были учреждены благотворительные заведения в помощь семьям неимущих слоев общества («Убежища» во Франции, «Школы защиты детей» в Германии, ясли-при­юты в России). Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети со­стоятельных родителей.

Лица, которые осуществляли при­смотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т.е. вы­полняли воспитательную работу, в разных странах имено­вались по-своему: нянями, руководительницами, учителями, наставницами, воспитателями.

В 1840 г Ф.Фребель(1782-1852), выдающийся немецкий педагог дал своему дошкольному заведению (год открытия - 1837-й) в г. Бланкенбурге название детский сад. Однако новым было не только название дошкольного учреждения, но и его назначение, а именно: обучить матерей с помощью практичес­кого руководства и показа приемов правильному воспита­нию детей.

Идеи Ф. Фребеля и разработанные им рекомен­дации по содержанию воспитательной работы с детьми получили большое распространение в дошкольных учреж­дениях многих стран мира. Не составила исключение и Рос­сия, где были организованы детские сады по системе Ф. Фре­беля, а также курсы подготовки педагогов для работы в них. Воспитательниц, работавших во фребелевских детских са­дах, стали называть садовницамиили «фребеличками».

 

Этапы развития педагогической профессии:

 

Этапы

Условная хронология

Субъекты педагогической деятельности

Содержание и направление педагогической деятельности.

Допрофессиональный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпоха первобытности

 

 

Возникновение религии.

 

 

 

 

Разделение труда.

 

 

Упорядочивание брачно – семейных  отношений

Все члены рода, племени.

 

 

 

Знахари, шаманы, заклинатели, старейшины рода.

 

 

 

Опытные, лучшие в своем деле члены рода.

 

Часть воспитательных функций взяли на себя родители ребенка.

Обучение и воспитание осуществлялось в виде коллективной помощи  старших младшим, совместной деятельности взрослых и детей.

 

Воспитание в целях сохранения обычаев рода, ритуалов, религиозных культов. Первая форма воспитания и обучения -  инициация - ритуальные обряды посвящения девушек и юношей в класс взрослых.

 

Передача знаний в отдельных областях трудовой деятельности.

Условно профессиональный.

 

Эпоха рабовладения

 

 

 

 

 

 

 

Средневековье

 

 

 

 

XIIXIII век

XVI век.

Педагог – раб сопровождающий ребенка в школу

 

 

Сословная группа людей владеющая письмом, умеющая обучать.

 

Священники, монахи, имеющие склонность к педагогической деятельности.

 

Известные ученые

Иезуиты

Появилась письменность, очень сложное и трудоемкое дело. Ему необходимо было посвятить много времени. Появляются люди, владеющие письмом и умеющие ему обучать.

Обучение становится самостоятельным видом деятельности. Роль учителя повышается, хотя он не имеет спец. образования.

 

 

Педагогическая деятельность находилась в полной зависимости от религиозной идеологии. Общий уровень образования резко снизился.

 

 

Создавались университеты.

Осуществлялась простейшая  подготовка учителей.

 

Собственно профессиональный

 

 

 

 

 

Эпоха индустриального общества.

Специалисты, имеющие профессионально – педагогическую подготовку и специализирующиеся в различных направлениях профессиональной деятельности.

Педагогическая профессия становится массовой, цели и содержание профессионально педагогической деятельности обусловлены интересами, целями и ценностями правящего класса (капитализму или социализму)

Современный

 

 

Эпоха постиндустриального

общества

Педагоги, учителя, имеющие разный уровень профессионально – педагогического образования, осуществляющие деятельность в различных образовательных учреждениях.

Содержание профессии педагога – это создание условий для разностороннего развития личности, формирование общей культуры, адаптации к жизни в обществе, осознанном выборе и овладении профессией.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА.

 

Педагог является одной из самых социаль­но значимых человековедческих профес­сий. Его деятельность направлена на раз­витие и формирование человека.

 

Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педаго­га в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.

Учитель, воспитатель дош­кольного учреждения, преподаватель университета и др. содействуя формированию человека как созидате­ля всех материальных и духовных ценностей и как основ­ной духовной ценности общества, прямым образом влия­ют на развитие производительных сил общества, приобща­ют подрастающее поколение ко всем достижениям миро­вой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Функция современного педагога помогать воспитан­никам приспособиться к меняющейся социокультурной си­туации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом.

В самой деятельности педагога заложено гуманистичес­кое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).

Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога.

Таким образом, в современном мире растет объектив­ная социальная значимость профессии педагога

 

 

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к государственному экзамену по педагогике: Часть 1