Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к государственному экзамену по педагогике: Часть 2

Режим, его значение в жизни ребенка

А) РЕЖИМ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, ЗНАЧЕНИЕ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

Режим – это твердо установленный, педагогичес­ки и физиологически обоснованный распорядок жиз­ни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка. Для каждого возраста устанавливается свой режим, соответствую­щий особенностям возрастного развития детей.

Режим дня – это не просто регламентированное времяпрепровождение, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитатель­ное значение.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга. Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а распространяются по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния может быть быстрое утомление нервной системы.

Поэтому важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы.

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения возникновения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.

Правильный режим — это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и  отдыха детей в течение суток. Основными компонентами режима являются: обязательные организованные занятия, игры, прогулки, прием пищи, сон, проведение гигиенических процедур.

Правильный режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии.

Правильный режим способствует воспитанию у детей культурно-гигиенических привычек, навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинирует воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья, предохраняет от переутомления.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Б)   ПОСТРОЕНИЕ   РЕЖИМА   В   ДОУ,   ОСОБЕННОСТИ   МЕТОДИКИ   ПРОВЕДЕНИЯ   РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. САНПИН 2.4.1. 2660 - 10.

Режим дня в детском саду дифференцируется по группам. Для каждой возрастной группы режим должен быть постоянным. Это лучше формирует у детей привычки поведения и помогает воспитанию самостоятельности.

Структура режима, последовательность и чередование отдельных компонентов одинаковы для всех возрастных групп. Отличия состоят в их продолжительности. Например, с возрастом сокращается количество часов, отводимых для сна и тех режимных элементов, в проведении которых с возрастом увеличивается доля самостоятельного труда детей (прием пищи, подготовка к занятиям и прогулкам и др.). Вместе с тем увеличивается время, отводимое для проведения организованных занятий.

В режиме дня для детей младших групп (2—3 и 3—4 года) больше времени должно отводиться на дневной сон (не менее 3 ч), на одевание после сна, при подготовке к прогулке, на прием пищи, воспитание культурно-гигиенических навыков, которыми они уже начинают овладевать.

Пребывание на воздухе (прогулки) должно быть не менее 4 ч в день, летом желательно в течение всего дня (в том числе сон на свежем воздухе). Организованное занятие (рисование, развитие речи, лепка) предусматривается раз в день продолжительностью 8—10 мин для детей до 3-х лет, и 15 мин – для детей 4-года жизни.

С возрастом сокращается время на самостоятель­ную деятельность по самообслуживанию, увеличивается время прогулки, проведения учебных занятий.

Режим дня для детей 4—7 лет отличается от режима в младших группах тем, что больше времени отводится для проведения организованных занятий и усложняется характер этих занятий.

Игровая деятельность является одним из основных и эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста. В режиме дня всех возрастных групп игровой деятельности отводится значительное время.

Непосредственно с игрой связан и труд детей. В младших группах трудовое воспитание складывается из работ по самообслуживанию: умение самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, аккуратно есть; по подготовке к занятиям, сервировке стола, ухода за растениями и т. п.

Виды и содержание трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста разнообразнее и сложнее. Это уже осмысленная помощь в уборке помещений, заправке постелей, соблюдении чистоты одежды, обуви и т. д., сервировке стола, подготовке к занятиям; мытье и чистка игрушек, уход за животными, растениями (работа на участке); ручной труд, направленный на совершенствование двигательных возможностей кисти ребенка (изготовление поделок из бумаги, природных материалов, картона, работа с тканями, нитками, спицами, крючками и др.).

Дети с удовольствием и интересом выполняют различные поручения по труду, но он их утомляет. Поэтому продолжительность труда не должна превышать в старшей и подготовительной группах 20— 25 мин. Работа, связанная с интенсивной деятельностью (вскапывание грядок, прополка, поливка растений, расчистка дорожек от снега и т. п.), должна продолжаться в средней группе не более 10 мин, в старшей — 15 мин.

В дошкольном образовательном учреждении есть только ему присущая особенность – режим жизни детей меняется с изменениями времени года. В летнее время дети меньше занимаются, а больше находятся на воздухе, играют.

Режим не должен быть для детей сплошным ожиданием друг друга – на обед, на про­гулку. Одни дети моют руки к обеду, другие уже садят­ся за стол. Только к учебным занятиям все приступают одновременно.

Большую роль в организации положительного на­строя ребенка играет утренний прием. Ведь оттого, как будет принят ребенок в детском саду, зависит весь его день. Часто плохое настроение одного ребенка влияет на других детей. Обычно утренний прием проводится на воздухе, лишь в плохую погоду в помещении. Во время приема детей воспитатель имеет возможность общаться с родителями.

В режиме дня в утреннее время должна проводиться утренняя гимнастика.

Особое место в режиме жизни детей в детском саду занимают прогулки. Помимо оздоровительного значения прогулки способствуют развитию движений ребенка, его физической активности. Перед прогулкой воспитатель объясняет детям, какие игрушки они возьмут с собой, во что будут играть, на какие вопросы после прогулки они ответят. На прогулку планируется 1 – 2 подвижные игры. Весной и летом планируется труд на участке.

После обеда в режиме дня сон. Многие дети охотно спят, особенно дети младшей группы. Сон проводится в хорошо проветренном, но не в холодном помещении.

После полдника и вечерней прогулки дети уходят домой. Воспитатель в это время рассказывает родите­лям, как прошел день, какое настроение было у ребен­ка, что интересного он сегодня сделал, что новое узнал, как вел себя со сверстниками.

К семи годам у старших дошкольников заметны положительные изменения в физическом и функцио­нальном развитии; дети умеют сохранять и демонст­рировать правильную осанку; способны самостоятель­но выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания; прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

В главе 12 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва"Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"" представлены:

Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну.

Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды).

Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов.

При реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 НОД в неделю (развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные занятия) продолжительностью не более 8 - 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 - 10 минут). В теплое время года рекомендуется образовательную деятельность осуществлять на участке во время прогулки.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая НОД по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет:

в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 11,

в средней группе (дети пятого года жизни) - 12,

в старшей группе (дети шестого года жизни) - 15,

в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 17 .

Максимально допустимое количество НОД в первой половине дня

в младшей и средней группах не должно превышать двух,

в старшей и подготовительной - трех.

Продолжительность НОД

для детей4-го года жизни - не более 15 минут,

для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,

для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, 

для детей7-го года жизни - не более 30 минут.

В середине НОД проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут.

НОД для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Длительность этих НОД - не более 20 - 30 минут в зависимости от возраста детей. В середине НОД статического характера проводят физкультминутку.

НОД по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят:

- для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

НОД физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени реализуемой образовательной программы (занятий).

НОД с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.

После НОД с детьми проводят гимнастику для глаз.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающей игровой НОД

для детей 5 лет не должна превышать 10 минут

для детей 6 - 7 лет - 15 минут.

Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность НОД с компьютером должна быть сокращена

для детей 5 лет до 7 минут,

для детей 6 лет - до 10 мин.

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к государственному экзамену по педагогике: Часть 2