Методика развития детской речи - ответы к экзамену

Методика проведения экскурсий и наблюдений с детьми разного возраста

Чтобы развивать в детях способность наблюдения, научить их пользоваться своими чувствами, своим моторным аппаратом для последовательного накопления практического опыта и обусловленных им образов, представлений и речевых умений нужно организованное знакомство детей с окружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании ее в интересах своего развития.

Внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически перед детьми, является той ареной, на которой воздвигается здание их восприятий. Содействовать стройному росту этого здания — главнейшая цель занятий по наблюдению и экскурсий.

Второй, не менее важной целью их должно быть отражение этого мира восприятий в речи.Представление должно предшествовать слову, но слово должно следовать за представлением. Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности.

Занятия по наблюдению должны вестись так, чтобы слово сопровождало и закрепляло наблюдаемое. Это один из видов обучения.

Существует два способа методического использования содержания окружающей среды в интересах развития детей: предмет, включаемый в педагогическую работу как образовательный материал, приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно. Есть предметы и явления, которых приблизить к детям нельзя. В таком случае неизбежен второй путь — приближения детей к предмету, к явлению. Этот второй путь претворяется в метод, известный под названием экскурсий.

Значение экскурсии:

1. Возникновение эстетических чувств.

2. Развиваются дети физически.

3. Возникновение интереса.

4. Обогащается словарь

5. Развивается грамматический строй речи.

6. Формируется культура речевого общения.

Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии:

- Заранее найти место (Куда? Зачем?)

- Что рассказать, с чем познакомить?

- Продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или несколько метров, если дети маленькие).

- Экскурсия с помощником (няня, методист, второй педагог, родитель).

- Напомнить детям правила поведения.

Требования к методам организации и проведения экскурсий:

1. Соответствие содержания интересам детей;

2. Определить количество детей;

3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);

4. Не должна носить характер урока, формального обучения, должна быть свободна, проводиться живо, увлекательно;

5. Тщательная подготовка педагога;

6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;

7. После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;

8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями.

Отбор сведений об окружающем, с учетом:

1. Научная достоверность

2. Систематичность

3. Доступность

4. Конкретность знаний

5. Воспитывающий характер знаний.

Вы здесь: Home Педагогика Методика развития детской речи - ответы к экзамену