Методика развития детской речи - ответы к экзамену, часть 2 - Обучение детей рассказыванию на темы из опыта

Обучение детей рассказыванию на темы из опыта.

В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.

Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.

Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) более сложное для ребенка, чем по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс-отражение действительности, но память отражает то, что пережито ранее. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти, этим объясняется методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей, т.е. связанность и последовательности зависят от ясности и четкости представлений.

Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог

- заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;

- учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи;

- следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними.

«Программой воспитания в детском саду» обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начиная со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству,

В младшем и среднем дошкольном возрасте рассказы детей из личного опыта осуществляютсячерез индивидуальное общение, беседы с детьми(индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»).

Цель – активизация словаря, речи, умения общаться и делиться впечатлениями. Главная роль принадлежит педагогу.

Темы: «Как мы провели праздник», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне» и т.д.

Занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах.

В программе воспитания в детском саду конкретно указываются те речевые умения и навыки, которыми должны овладеть дети в процессе обучения.

Дошкольники старшей группы учатся:

- рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;

-правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью;

- указывать место и время описываемых событий;

- пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.

В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения:

- совершенствуются формы монологической речи;

- продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни;

- четко, ясно излагать свои мысли;

- указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий.

У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.

Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.

Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое.

В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отбирать словесный материал, он, по словам Е. И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа».

Вы здесь: Home Педагогика Методика развития детской речи - ответы к экзамену, часть 2