Методика развития детской речи - ответы к экзамену, часть 2 - Обучение детей связной монологической речи

Виды занятий и их краткая характеристика по обучению детей связной монологической речи.

 

Развитие монологической речи – это обучение рассказыванию. Оно протекает по схеме:

clip_image002

Виды занятий по обучению детей рассказыванию:

- пересказ народных сказок или рассказов;

- составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин;

- составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек;

- составление рассказа из личного опыта (по памяти);

- составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».

В детском саду придается большое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом(в элементарной форме).

Обучению детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшествует подготовительная работа.Цель этой работы – достижение речевого и языкового развития, необходимого для составления разных видов развёрнутых высказываний.

Подготовительная работа включает: формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятия.

Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Пересказ - сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества,— это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. В детском саду практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и такие варианты, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот), пересказ фрагментов (в дидактических играх), пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п.), инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами»).

Первые занятия по пересказу литературных произведений строятся на пересказе хорошо известных сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель предлагает придумать продолжение сказки, или изменить концовку, т.е. необходимо стимулировать развитие воображения. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель предлагает придумать продолжение сказки, или изменить концовку, т.е. необходимо стимулировать развитие воображения

В младшем и среднем дошкольном возрасте практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком слов, начатой фразы. Попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ(повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).

В старшем дошкольном возрасте применяют прием «трансформации» текста: пересказ от первого лица, третьего лица

При проведении занятия по обучению детей пересказувначале проводится предварительная беседа (подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи - обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала и т.д.).

Затем производится первичное выразительное чтение произведения и вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

После этого проводится подготовительная беседа – разбор произведения. Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Затем - повторное чтение, суммирующее результаты разбора, и после паузы для подготовки детей к ответам, запоминания текста (несколько секунд) пересказ произведения детьми (3-5 чел).

В конце занятия можно вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Если произведение хорошо знакомо детям, то предварительная беседа и первичное выразительное чтение произведения опускаются.

Рассказ— самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события.

Составление рассказа (по заданию)более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям.

Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.

По содержанию рассказы можно условно разделить:

1. Фактические – составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память.

2. Творческие – здесь творческое воображение.

По форме:

1. Описательные, реально существующие. Это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события.

2. Сюжетные: передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности, обязательны действующие лица, их диалог.

Описание— это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным. Вот описание воспитателем игрушечного утенка (занятие в средней группе): «Это утенок Кряк. Он желтенький, пушистый. Глаза у Кряка, как большие черные пуговицы. Утенок смешной. Сам большой и толстый, а крылышки маленькие. Кряк надел берет и, важно переваливаясь, пошел: «Кряк-кряк-кряк» (по В. В. Гербовой).

Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или сообщается краткое содержание картины), затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключение говорится о назначении предмета или о действиях с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового процесса опирается на его последовательность (как я делаю лодочку, стирка и т. п.).

Вы здесь: Home Педагогика Методика развития детской речи - ответы к экзамену, часть 2