Методика развития детской речи - ответы к экзамену, часть 2 - Современные требования к планированию работы по развитию речи

Современные требования к планированию работы по развитию речи в ДОУ.

 

Успех работы по развитию речи детей во многом зави­сит от качества ее планирования.

На современном этапе в связи с созданием новых ти­пов дошкольных учреждений, разных вариантов программ развития речи, изменившихся условий вопросы плани­рования решаются по - разному.

Широкое распространение в дошкольных учреждениях получил подходк планированию, представленный в сис­теме занятий В. В. Гербовой.

В основе занятий, разработанных коллективом науч­ных работников под руководством А. Сохина и О. С. Ушаковой, лежит принцип комплексности решения раз­ных задач речевого развития. Структура занятия опреде­ляется принципом взаимосвязи различных разделов ре­чевой работы, при этом главной задачей является разви­тие связной монологической речи.

Вместе с тем в методике сложились принципы плани­рования работы по развитию речи, отражающие объек­тивно существующие закономерности и логику речевого развития детей и в силу этого лежащие в основе органи­зации педагогического процесса в дошкольных учрежде­ниях любого типа.

В соответствии с этими принципами к планированию работы по развитию речи предъявляются определенные требования.

Педагог обязан, учи­тывая закономерности речевого развития на разных воз­растных этапах, индивидуальные особенности детей, вы­бирать наиболее эффективные пути влияния на речь.

Планирование работы по развитию речи есть, в сущ­ности, проектирование становления и развития речи каж­дого ребенка, прогнозирование динамики педагогичес­кого воздействия на речь и егорезультативности. Присту­пая к планированию, воспитатель должен не только продумывать свою тактику, нои глубоко осмысливать стратегию вос­питания и обучения. Грамотно спланированная и твор­чески выполненная работа --- гарантия не только интел­лектуально-речевого, но и общего развития ребенка.

В соответствии с принципом систематичности планирования в течение каждой недели на занятиях необходима работа по основным аспектам развития речи. Чтобы выполнить это требование, многие занятия делают комбинированными, т.е. составляют из отдельных самостоятельных частей, посвященных разным задачам развития речи.

При этом придерживаются правила тематического единствасодержания занятия (например, на тему природы, бытовую, общественную).

Планируя занятие, на первое место нужно ставить новую или трудную деятельность, а далее — более легкие, основанные на повторном материале (с обилием наглядности). На последующих занятиях основные задачи сохраняются, но по возможности меняют методы их осуществления. Воспитатель учитывает ранее использованный метод, степень усвоения детьми материала и, руководствуясь этими данными, отдает предпочтение очередному методу (тренировочное упражнение, объяснение нового, дидактическая игра, беседа и т. п.).

При составлении плана для средней, старшей и подготовительной к школе групп надо учитывать, что занятие по развитию речи должно идти первым, как наиболее трудное. Исключение может составить экскурсия, поскольку организационно удобнее сразу после нее провести прогулку.

Воспитатель должен уметь планировать материал не только на 1—2 недели, но и на весь учебный год.

В начале года детям предлагается наиболее легкий материал(бытовые объекты для наблюдений, описательные рассказы для развития монологической речи).

При планировании очень важно предусмотреть повторность материала. Повторность на занятиях по развитию речи может быть буквальной. Например, для выработки правильной артикуляции и хорошей дикции в старших группах многократно используется дидактическая игра «Оркестр», когда дети напевают мелодию без слов на одних и тех же звукосочетаниях (ри-ри-ри, ли-ли-ли, ти-ти-ти).

Много раз следует проводить упражнения и игры на одни и те же трудные грамматические формы, если у детей нет прочного навыка их употребления (чулок — носков, яблок — апельсинов и др.). В данном случае происходит закрепление знаний и навыковпутем простого повторения материала, пройденного на предыдущих занятиях.

Наиболее ценен такой путь организации занятий на повторение, когда пройденный материал не переносится в неизменном виде с одного занятия на другое, а разумно усложняется благодаря введению новых вспомогательных задач.

Рекомендуется повторно планировать один и тот же материал для занятий разного типа: по первоначальному сообщению материала, по закреплению знаний и навыков, по самостоятельному применению знаний и умений.

Задачи развития речи решаются путем использования различных средств и методов в их единстве. Календарный план предусматривает не только занятия, но и основные формы развития речи вне их. Эти формы также требуют предварительной подготовки.

Во всех группах работа по развитию речи вне занятий может охватывать различное количество детей. Есть фронтальные формы, охватывающие одновременно всю группу: наблюдение на прогулке, подвижная игра или хоровод, просмотр зрелища или детская самодеятельность. Некоторые виды работ целесообразнее проводить с подгруппами. Необходимо предусмотреть и индивидуальную работу: повторить стихотворение с ребенком, медленно запоминающим, вовлечь в разговор молчаливого и др.

Следует помнить об особом характере и ограниченном объеме подобной работы. «Недопустимо намечать дополнительные занятия по обучению «отстающих», т. е. тех, кто не усвоил материал со всей группой; индивидуальная работа должна быть предусмотрена на занятиях».

Кроме речевой работы в общем календарном плане должно быть отведено место для работы по остальным разделам программы.

Воспитателю в течение всего года необходимо иметь обобщенное представление об усвоении программы каждым ребенкомгруппы. В связи с этим важное значение для педагога имеет анализ проведенной работы и ее результатов, т. е. степени усвоения детьми программного материала. Необходимо в календарном плане ежедневно отмечать, как выполнено то, что намечено.

Тщательный учет ежедневной работы и ее результатов является необходимым условием составления плана на последующее время. Благодаря учету воспитатель видит, что и как дети воспринимают, как развивается речь каждого ребенка, как он усваивает необходимое умение выражать свои мысли и знания об окружающей жизни, что требует повторения или углубления

По некоторым разделам работы (звуковая культура речи, морфология, монологическая речь) методист совместно с педагогом подводит цифровые итоги работы (за предыдущий год, в начале текущего, за полугодие и весь учебный год), выявляет, кто из детей нуждается в особом внимании для совершенствования их речи. И в соответствии с этим должны вноситься изменения в планы работыпо развитию речи.

Вы здесь: Home Педагогика Методика развития детской речи - ответы к экзамену, часть 2