Методика развития детской речи - ответы к экзамену, часть 2 - Характеристика планов работы по развитию речи в ДОУ

Характеристика планов работы по развитию речи в ДОУ

 

План — это условие целеустремленности и организованности труда педагога, защита от односторонности в работе и пропуска каких-то существенных сторон развития речи детей.

План помогает равномерно, ритмично выполнять программу, разумно с максимальным эффектом использовать служебное время. К тому же это отчетный документ, который помогает контролирующему лицу ознакомиться с состоянием педагогического процесса. Он отражает основную схему деятельности педагога, но не исчерпывает всего ее практического многообразия и богатства.

В современных дошкольных учреждениях утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.

1. Перспективный план определяет основные на­правления вработе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, единство в работе воспитателей группы. Устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализиро­ванными.

В зависимости от того, на чем воспитатель ак­центирует внимание - на отборе содержания или опре­делении форм организации работы - выбирается форма планирования.

Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индиви­дуального развития или.некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квар­тал, полугодие, год).

Работа по развитию речи включается в перспективные планы по разным направлениямпедагогического процесса дошкольного учреждения.

- Воспитателям старших групп целесообразно намечать перспективный план по обучению детей монологической речи, поскольку эта часть программы требует особогообу­чения. В плане можно предусмотреть тематику связных высказываний; чередование типов связных высказываний; последовательность приемов обучения.

- Целесообразно планировать на перспективу занятия как организованную форму обучения речи, а также работу по развитию речи вне занятий. Опираясь на рекомендации программы, можно определить количество занятий в не­делю, месяц, квартал, их последовательность. В настоя­щее время разработаны занятия по развитию речи для разных возрастных групп. Опубликованные сборники кон­спектов занятий - своеобразный типовой перспектив­ный план работы.

- Удобно составлять перспективные планы по индиви­дуальной работе с детьми. Такие планы представляют со­бой индивидуальные программы развития.

- Работа с детьми по интересамтакже планируется на длительный срок:

- На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды(просветительская работа с ро­дителями, методическая помощь семье, привлечение ро­дительского актива к организации коллективных форм ра­боты с детьми по развитию речи и т. д.).

Составление перспективных планов ограждает воспи­тателя от стихийности, случайности в работе, от механи­ческого заимствования имеющихся в педагогической ли­тературе отдельных методических разработок Перспективное планирование требует глубокого осмыслениязакономерностей развития речи, сущности решаемых задач и знания разнообразных форм и методов их реализации.

2. Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.

По мнению многих педагогов, при таком планирова­нии удобно использовать картотекузанятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упразднений, развлечений, фольклорных текстов и т.д.

Кроме содержания работы на карточках указываются воспитательно-образовательные задачи, которые решаются с использованием дан­ного материала.

Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки(конс­пекты, планы, сценарии), а также тексты художествен­ных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения меро­приятий, использования дидактического и художествен­ного материала.

Целесообразно применять условные обо­значения, например: clip_image004 первая половина дня; clip_image006 - вторая половина дня; clip_image008 - занятие; clip_image010 - прогулка; clip_image012 - утро; clip_image014- вечер.

При планировании индивидуальной работыимена де­тей проставляются после занятия, игры, наблюдения в соответствии с указанным: видом и формами индивиду­альной работы.

При календарно-перспективном планированиив кон­це месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализова­ны. Если задачи реализованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку допол­няют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.

3. Заблаговременное определение порядка, последователь­ности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и мето­пов составляет сущность календарного планирования.

Обязательная для воспитателя документация — календарный план учебно-воспитательной работы и дневник (учет). Именно в них указываются содержание и организация речевой деятельности детей в течение дня.

На утренние часыпланируют:

- коллективные и инди­видуальные разговоры педагога с детьми, преследующие цель формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора де­тей;

- работу по ознакомлениюс художественной литера­турой (чтение и рассказывание, повторение стихотворе­ний, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги (по :желанию детей);

- разнообразные дидактические игры и лексические упразднения; индивидуальную работу.

В практике сложились определенные требования к оформлению плана занятия.

Рекомендуется указывать:

а) название занятия;

б) задачи, которые предстоит решить (в том числе обя­зательно содержание главной речевойзадачи, например речевые умения, которые необходимо сформировать, пе­речень слов для введения в детский словарь или; перечень» звуков и труднопроизносимых звукосочетаний);

в) дидактический материал;

г) последовательный ходзанятий;

д) способ организации детей на занятии,(работа со всей группой, с подгруппой, с определенными детьми; за стола­ми, на коврике, со сменой места и расположения детей).

В план прогулки можно включать:

- словарную работу в процессе наблюдений, труда детей на участке;

- работу по звуковой культуре речи в ходе подвижных игр;

- дидакти­ческие игры и упражнения по различным разделам про­граммы речевого развития;

- индивидуальную работу с деть­ми;

- коллективные и индивидуальные разговоры на за­данную тему;

- приемы руководства речевым общением детей со сверстниками (можно предложить детям тему для речевого обсуждения, материал для. совместной деятель­ности, дать образцы обращения с просьбой, предложением, советом).

Вечер - удобное время дляразвлечений, подготовки и проведения игр-драматизаций и инсценировок, инди­видуальной работы с детьми по различным разделам про­граммы.

По своему усмотрению воспитатель распределяет ос­новные формы работы с детьми в течение дня. Не надо забывать, что запланированная работа по развитию речи внезанятий должна предлагаться детям ненавязчиво и проходить непринужденно- Она не должна подавлять са­мостоятельную речевую активность детей и остальные видыдеятельности.

Педагогическая работа с детьми требует не только пла­нирования, нои постоянного анализа, который долженбыть направлен в первую очередь на выявлениепричин, определивших тот или иной результат. Результаты анали­за могут быть отражены в форме дневника, таблиц, карт речевого развития детей.

В качестве примера можно привести карту, в которой фиксируется динамика овладения умениями описатель­ной речи.

clip_image016

В конце квартала (года)педагог может подвести итоги работы по некоторым разделам, сравнить их с данными учетно-проверочных занятий, с материалами специаль­ного обследования речевого развития детей.

В процессе самостоятельной работы следует познако­миться с планированием работы в разных видах деятель­ности в зависимости от характера задач и содержания речевого материала во взаимосвязи с занятиями.

Вы здесь: Home Педагогика Методика развития детской речи - ответы к экзамену, часть 2