Методика развития детской речи - ответы к экзамену, часть 2 - Формирование фонетической стороны речи

 

Формирование фонетической стороны речи у дошкольников предполагает знание закономерностей усвоения ребенком языка, взаимодействие слуховой и моторной сфер, развитие артикуляционных навыков, модулирование просодем, создающих интонацию. Долгое время задача воспитания звуковой культуры речи в детском саду специально не выделялась как самостоятельная. Считалось, что это логопедическая работа, и в целом школьная проблема.

Решающую роль в этом вопросе сыграло психолого-педагогическое исследование Е.И. Радиной о развитии фонетической стороны детской речи (1944). Исследование Р.Е. Левиной помогло выделить пять этапов развития у ребенка осознания звуковой стороны языка. Первые три этапа ребенок проходит в раннем детстве (до трех лет), в дошкольном возрасте он проходит две последние стадии. Развитие звуковой стороны языка является центральным моментом овладения речью, так как оно повышает возможности ориентировки ребенка в сложных соотношениях грамматических форм, за которыми всегда лежат отношения одних звуковых форм к другим. Но оно важно еще и потому, что представляет одну из существенных предпосылок нового этапа в овладении звуковой стороны речи, этапа, связанного с обучением грамоте- чтению и письму.

Поэтому многих ученых- исследователей привлекает дошкольный возраст. Так, М.М.Алексеева (1971, 1978 г.) раскрывает систему обучения детей (3-5 лет) правильному произношению и доказывает, что своевременное обучение, опирающееся на возрастные закономерности поможет избежать в дальнейшем логопедических проблем.

Одной из важнейших сторон воспитания детей старшего дошкольного возраста является связная речь, в которой отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в логичной, правильной, четкой речи. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге, монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

У истоков изучения проблемы связной речи и формирования методики её развития стояли С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина. Широкую известность получило исследование А.М. Леушиной, в котором раскрываются закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения.

Важным разделом системы работы по обучению родному языку является художественная литература, которая служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а также оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей. Поэтому большое значение в детском саду придается методике работы с художественной литературой. Произведения литературы дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературного произведения. Особенности работы с художественной литературой на занятиях с детьми дошкольного возраста отражены в исследованиях Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской, А.В. Запорожца, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович.

Важным разделом формирования системы развития речи является проблема обучения грамоте в детских садах. Психологические и педагогические исследования Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой, Ю.И. Фаусек доказали необходимость и возможность более раннего обучения грамоте детей.

И в начале 60-х годов XX столетия, благодаря проведенным экспериментальным работам А.П. Усовой, А.И. Воскресенской, обучение старших дошкольников чтению и письму было включено в программу детского сада.

Благодаря исследованиям, проводимым в НИИ дошкольного воспитания АПН была создана новейшая методика обучения чтениюдетей 5-6 лет (Л.Е. Журова, Н.В. Дурова, Н.С. Варенцова), на основе системы Д.Б. Эльконина. Методика заключалась в том, что был выявлен сензитивный период для обучения грамоте, который начинался с пятилетнего возраста, когда ребенок проявляет интерес к звуковой форме родного языка, к его фонетической стороне. В шестилетнем возрасте дети уже успешно овладевают чтением. Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984 г.).

Сложившаяся, на сегодняшний день система обучения дошкольников родному языку представляет собой сложное образование, включающее, такие взаимосвязанные компоненты как, цели и задачи речевого развития детей; содержание работы по развитию разных сторон речи; общедидактические и методические принципы обучения речи; средства и формы речевого восприятия; методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений и навыков; диагностика речевого развития детей.

Вы здесь: Home Педагогика Методика развития детской речи - ответы к экзамену, часть 2