Ответы к экзаменам и зачётам

сборник шпаргалок для ВУЗов

Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСО И ЭВТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 

Охрана и укрепление здоровья дошкольников на занятиях с применением компьютеров

 

Здоровье ребенка формируется и определяется целым рядом факторов: генетическими, социально-бытовыми, экологическими и др. Очень важным в этой связи является также и соответствие учебно-воспитательной нагрузки, которая предъявляется ребенку, его возрастным функиональным возможностям. Утомление и переутомление — вот частая причина многих патологических состояний, возникающих у детей.

Деятельность ребенка должна быть посильной и не пре­вышать предел работоспособности клеток коры головного мозга, а отдых - обеспечивать полное их функциональное восстановление.

Педагогическая наука и практика предлагает новые формы обучения и воспитания, разрабатывает и внедряет и учебно-воспитательный процесс новые средства и мето­ды. При этом далеко не всегда можно предугадать, какое влияние на организм детей они будут оказывать. Исполь­зование компьютера в учебно-воспитательном процессе детского сада поставило перед медиками и педагогами це­лый ряд проблем.

Работа на ПЭВМ, как известно, сопряжена с целым ря­дом особенностей и со спецификой влияния ее на орга­низм работающего, на его состояние здоровья. Поэтому среди этих проблем ведущая роль принадлежит физиолого-гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления.

Особенно остро стоят проблемы влияния работы за компьютером на организм детей дошкольного возраста:

- на состояние их здоровья,

-функциональное состояние физиологических систем,

- работоспособность.

Вот почему особенно важно изучать, как влияет на маленького ребен­ка общение с компьютером, не будет ли это общение вре­дить его здоровью. В связи с этим понятно, как важно нормировать этот новый вид деятельности дошкольника. Медицинские ограничения по взаимодействию ребенка с компьютером связаны с возможным негативным влияниемна зрение, на осанку, на общее здоровье, реагирующее на некоторые виды излучений от экрана и корпуса, развитие гиподинамических процессов.

При этом нужно не только нормировать общение ребенка с компьютером, но и разра­ботать и определить все необходимые здоровье сберегающие условия для использования компьютеров на занятиях с дошкольниками в детском саду.

Дети и без того мало двигаются, долго сидят и дома, и на занятиях в детском саду и школе. Научные данные свидетельствуют о том, что двигательная ак­тивность современных детей недостаточна. Между тем движение необходимо для нормального разви­тия. Особенно утомительна статическая поза, харак­терная для работы на компьютере. Под влиянием такой работы могут происходить нарушения зрения, других функций и осанки. Поэтому важно организовать занятия так, чтобы не вредить здоровью детей.

Под влиянием работы на компьютере страдают прежде всего глаза, зрение. Ведь большую часть времени приходится общаться с монитором компьютера, рассматривать информацию на ее светящемся экра­не, причем на близком расстоянии. Кроме того, не­обходимо часто переводить взгляд с экрана на клави­атуру. Поэтому глазам приходится постоянно при­спосабливаться к меняющимся условиям. В резуль­тате этого аккомодационная система глаза все время находится в напряжении. Аккомодационная система глаза ребенка уже готова к зрительной нагрузке, но резкое ее нарастание опасно: перегрузки могут привести к «поломкам».

Степень утомления на занятиях с компьютером определяется качеством изображения на экране монитора, содержанием занятия и, конечно, возрастом ребенка.

Ребенок 5-6 лет представляет собой усиленно развивающийся организм В это время он вступает в критический период своего развития, ког­да созревание основных физиологических систем ор­ганизма (центральная нервная, сердечно-сосудистая, зрительная, двигательная) особенно активизируется. В связи с этим 5- 6-летние дети становятся уязвимы­ми к действию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе и учебной (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.).

Еще один важный фактор – нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

Как показывают исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й мин работы ребенка на компьютере, а после 20 мин у 25% детей были зафиксированы «сбои», как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Очень важный и малоизученный аспект контактов ребенок-компьютер – психологический.Нельзя забывать то, что компьютер создан взрослыми людьми. Ребенок, неокрепший и неопытный, окунается во взрослый, часто враждебный и непонятный мир. Любые несоответствия в этом плане могут привести к нежелательным психологическим воздействиям.

Помимо всего уже сказанного, при работе с компьютером следует иметь в виду влияние на орга­низм пользователей компьютера следующих специфиче­ских факторов. Их можно сгруппировать в 5 основ­ных групп:

• излучения от компьютеров;

• факторы, связанные с изменением качества воздушной среды в помещении, где находятся компьютеры:

• факторы, связанные с особенностями зритель­ной работы;

• факторы, связанные с качеством монитора;

• факторы, обусловленные видом работы на компьютере и ее сложностью.

В целях обеспечения безопасных для здоровья ребенка условий общения с компьютером и в целях предупреждения переутомления следует:

- ограничить длительность работы ребенка за компьютером,

- проводить гимнастику для глаз,

- правильно обустроить рабочее место,

- использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Педагогические ограничения связаны с отбором компьютерных программ, т.к. большинство программ не соответствует возрасту по форме, объему, качеству предоставляемой информации. Рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Из всего вышеизложенного становится очевид­ным, что к организации занятий с использованием компьютера в детском саду для дошкольников нужно от­носиться очень серьезно и внимательно.

Компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Только пра­вильное устройство компьютерного зала, рациональ­ное размещение компьютеров в нем, организация рабочих мест в соответствии с требованиями гигиены, орга­низация режима работы детей на компьютере в соответст­вии с их функциональными возможностями, без пе­реутомления помогут сохранить детям и без того уже не очень блестящее здоровье и обеспечить высокую педагогическую эффективность занятий.

И самое главное! Не надо принуждать ребенка; занятия с компьютером должны проводиться в виде игры.

 

Рациональная организация работы дошкольников на персональных компьютерах.

Требования к организации компьютерного обучения.

1. Дошкольное учреждение, приобретающее  компьютерно–игровой комплекс (КИК), должно  иметь  в  штате воспитателя-методиста   для   работы   с детьми в компьютерном комплексе.

2.   Для   оборудования   компьютерно-игрового  комплекса должны  быть  выделены специальные помещения, включающие компьютерный и игровой залы, непосредственно примыкающие друг к другу, кабинет методиста. Нельзя устанавливать компьютеры в игровых комнатах, в тесных помещениях.

Общее гигиеническое требование ко всему комп­лексу помещений - он должен быть ориен­тирован на север, северо-восток или северо-запад.

 

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми