Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми

Взаимосвязь традиционных и компьютерных игр

 

В традиционных играх содержание задачи, способы, средства и правила игры определены взрослым.

Из поколения в поколение они служили для умственного (большая группа дидактических игр), физического (подвижные игры) воспитания, чтобы позабавить, порадовать, удивить ребёнка (игры забавы).

В творческих играх дети отображают свои впечатления о мире, сами ставят игровые задачи и ищут пути их решения.

В компьютерных играх дети свободны в постановке и решении игровых задач. В зависимости от этого выделяются различные группы игр.

Виды компьютерных программах для дошкольников представлены как игры разных видов, которые носят разный характер:

- сюжетно – дидактические

- сюжетно – режиссерские

- театрализованные

- игры – забавы

- игры – экспериментирования

Игровые компьютерные программы могут носить характер

- сюжетно-дидактических («Климат», «Построй город», «Веселый клоун»),

- сюжетно-режиссерских («Лес». «Море»), театрализованных,

- игр-забав, игр-экспериментирований («Фантастические животные») и т. д.

Дошкольникам интересны компьютерные программы, в которых игровые задачи определяют их действия. Играя, дошкольник незаметно для себя усваивает учебный материал, те или иные умении, связанные с правилами управления компьютером.

Например, в игре «Мир вокруг нас» дети помогают найти дом ж и нотным, место предметам; учатся классифицировать объекты но разным признакам, овладевая при этом умением управлять изображением па экране компьютера (пользуясь стрелками, обозначенными на клавиатуре). В игре «Веселый клоун» с помощью тапки-невидимки клоуна детям необходимо быстро ориентироваться на экране компьютера, усвоив элементарные способы управления «мышкой». В процессе решения игровых задач уточняются знания и представления детей о цирке.

Для детей старшего дошкольного возраста учебный материал дан в более открытой форме: он как бы менее спрятан в игровые задачи. Такие игры, формируя познавательную направленность, способствуют пленному переходу к обучению в школе («Подскажи словечко», «Азбука», «Архитектор», «Куб» и др.).

По педагогической направленности компьютерные игры условно можно разделить на две группы: обучающие («Азбука», «Архитектор» и др.) и развивающие («Витраж», «Сложи узор», «Куб» и др.).

С помощью развивающих компьютерных игр в занимательной для детей форме решаются задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития; а вследствие непродолжительности работы с компьютером эти задачи находят свое продолжение в игровой, конструктивной, изобразительной деятельности в группе и на участке детского сада.

Компьютерные игры не заменяют традиционные игры, а дополняют успешно применяемые традиционные методы и формы воспитания и обучения дошкольников, входят в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями

Овладев предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми, дети глубже осваивают тот или иной тип компьютерных действий. Они начинают овладевать, например, практическим конструированием, последовательно «оттачивая» операции, его составляющие.

Воспитатель в каждом конкретном случае должен подумать, как сочетать компьютерные игры, особенно развивающие, сюжетно-режиссерские с традиционными сюжетно-ролевыми и другими видами деятельности (рисованием, конструированием), взаимно обогащающими друг друга.

Для проведения с дошкольниками игр и занятий с использованием компьютерных программ необходимо создание компьютерно - игрового комплекса — системы условий, позволяющих сочетать игры и занятия на компьютерах с разнообразными обычными играми и занятиями.

Итак, компьютерным играм для дошкольников и игровой деятельности вообще присущи общие закономерности, но вместе с тем они имеют свою специфику, обусловленную технологическим» особенностями новой «игрушки», а также особенностями психофизиологического воздействия компьютерных игр на детей.

В отличие от других игр и видов деятельности компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры, восстановить процесс, динамику творчества, реализовать такие свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться (например, из-за несформированности графических навыков), воздействовать на мотивационную сферу комплексно (одновременно использованием звука, цвета, движения объектов, которым управляет ребенок), реализовать принцип самоконтроля, что позволяет детям чувствовать себя свободно, не бояться давать неверные ответы, не испытывать замешательства и неловкости), активно и самостоятельно управлять игрой, что укрепляет веру в свои силы.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

· проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

· компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

· предоставляет возможность индивидуализации обучения;

· ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

· позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

· компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми