Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми

Работа педагога с детьми

 

Работа с детьми включает четыре части:

1. Содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере. В подготовке участвуют педагог КИК (компьютерно-игрового комплекса), воспитатели, родители.

2. Обучающая игра на компьютере.

3. Проблемное общение с каждым воспитанником по ходу игры.

4. Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самодеятельной игре детей в игровом зале (с опорой на модули и другие игрушки), а также в условиях детского сада и семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжетно-ролевых, режиссерских, дидактических, подвижных и т. д.; в разных видах деятельности детей — в общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной, конструктивной, трудовой.

Работа с детьми — ведущий раздел работы педагога КИК. Он требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно игрой целой подгруппы детей.

Вместе с тем, педагог КИК должен:

- знать технические возможности компьютера, владеть навыками работы с ними;

- хорошо ориентироваться в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников; знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них);

- владеть методикой приобщения детей к новым технологиям.

- четко выполнять санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования.

Кроме того, он должен хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей и воспитательно-образовательную программу в детских образовательных учреждениях.

Построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др., длится от 35 до 50 мин. При этом дети могут быть за экраном не более 15 — 20 минут. Учитывая, что одновременно занимаются не более 7 — 10 человек, для обслуживания одной возрастной группы требуется не менее 2 — 3 час. Только педагог — мастер может вынести такую нагрузку и правильно использовать компьютер как мощное средство индивидуализированного воздействия на интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие каждого малыша.

В компьютерно-игровом комплексе (КИК) необходимо работать творчески. Основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития, например памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу.

Педагог авторитарного склада, исполнитель не может работать в КИК. Педагог КИК - всегда исследователь.Он умело переключает внимание с поведения ребенка (его действий, эмоциональных проявлений, речи) на результаты, полученные в ходе игры (изображения на экранах компьютеров), побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей.

К организационно-методической работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные игры с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей разных возрастных групп.

В детском саду должен быть составлен четкий график занятий детей в КИК на неделю.

Занятия с каждой возрастной группой проводятся 1 раз в неделю, при этом одновременно занимаются 7 — 8 детей. В основном они занимаются индивидуально. Иногда содержание компьютерной игры требует, чтобы дети играли парами. Например, в играх «Космос», «Куб-игра», «Матрешки» играющие должны выступать как партнеры. При индивидуальной организации компьютерных игр новичка лучше посадить с ребенком, который может объяснить, как играть. Не стоит запрещать детям играть парами, если они хотят и умеют действовать вдвоем. Вместе они планируют свои действия, добиваются интересных решений.

Успех работы во многом зависит от умения перспективно спланировать компьютерные программы с учетом усложняющихся правил управления компьютером, игровых и дидактических задач. Так, планируя работу на каждое полугодие, целесообразно заранее подобрать от 10 до 16 предъявляемых компьютерных игр; легкие компьютерные игры можно не повторять, дети их усваивают быстро на одном занятии. Трудные по содержанию игры увлекают детей. Они обычно повторяются с интервалом 2 — 3 раза.

Особо надо отметить и работу педагога по оформлению помещения КИК и изменению предметно-игровой среды в нем в зависимости от содержания предстоящего занятия с детьми. Иногда необходимо принести новые предметы, например глобус перед игрой «Климат», иногда подготовить новые пособия, картинки, пластинки, кассеты для прослушивания музыки, освободить все игровое пространство, чтобы дети могли, например, из крупных средообразующих моделей построить необходимые сооружения и т. д.

В детском саду реализуется принцип развивающего обучения и используются дифференцированные формы организации занятий с применением компьютеров, специального игрового оборудования и видеотехники. На основе тематического годового плана своей группы каждый педагог осуществляет еженедельное планирование и в зависимости ох программных задач и состава группы детей решает, каким образом и где он будет реализовывать воспитательно-образовательные задачи: на экскурсии, в видеосалоне, на индивидуальных, подгрупповых или фронтальных занятиях в группе, в компьютерно-игровом комплексе. Фронтальные занятия при таком подходе сокращаются до минимума. Предпочтение отдается индивидуально-ориентированному обучению. Компьютер помогает ребенку стать активнее, самостоятельнее, полнее раскрыть свою индивидуальность.

Рекомендации педагогам по использованию компьютера в обучении дошкольников:

1.   Не     рекомендуется     применять компьютеры там,  где  можно обойтись без них.

2.   Основой компьютерной  грамотности детей являются клавиатурные навыки   и   умение   работать  с 

игровыми программами.

3.  Узловая проблема в обучении с помощью компьютеров — разработка качественных в дидактическом отношении сценариев для обучающих,  игровых  и контролирующих  программ.  Основные требования к таким программам — доступность,   занимательность,    возможность работать каждому ребенку в своем темпе. 

Переход к более сложному варианту  компьютерной  игры  должен проводиться после проверки компьютером усвоения предыдущего материала.

4.   Наиболее плодотворным является сочетание коллективной и индивидуальной работы детей с компьютером.

По ходу занятий необходимо проводить физминутки.

Также полезно использование специальных упражнений на занятиях физкультурой, которые помогут в развитии мелкой моторики детей.

Таким образом, каждое занятие структурно разделено на четыре части: вводная (объяснение), основная (игры на компьютерах), заключительная (анализ игры) и двигательная — для снятия мышечного напряжения (гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения).

Наряду с этим важно учитывать и гигиенические  условия использования компьютера.

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми