Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми

Использование режиссерских компьютерных игр в детском саду.

Компьютерные развивающие игры открытого типа предоставляют ребёнку широкие возможности для развёртывания самостоятельного творчества. Предварительно овладев клавиатурой, т.е. научившись соотносить символы, обозначенные на клавишах компьютера, с изображениями, появляющимися на экране при нажатии на соответствующие клавиши. Ребёнок может вызывать на экран, приводить в движение, изменять, конструировать те или иные условные по своему характеру изображения. Данные программы не ограничивают ребёнка ни во времени, ни в объёме реализуемых проектов.

К компьютерно-игровым программам открытого типа можно отнести существующие у нас развивающие игры, условно названные в каталоге Ассоциации «Компьютер и детство» серией «Изобразительное творчество» и «Режиссёрские игры».

В компьютерных режиссёрских играх, как и в традиционных, есть мнимая (воображаемая) ситуация («Летим в космос», «Отправляемся в путешествие по морям и океанам»), игровые действия с компьютерными изображениями (космонавт, ракета, дельфин, водолаз) и символами (абстрактные элементы), а также роли, например, космонавта, инопланетянина, моряка, водолаза, мамы, папы и др., действия которых ребёнок координирует.

Кроме того, компьютерная режиссёрская игра позволяет ребёнку повторить весь ход событий в виде мультфильма, что невозможно в обычной режиссёрской игре. Ребёнок, играющий за компьютером, по-настоящему становится режиссёром, сделавшим свой собственный мультфильм.

Для игр характерен общий набор функциональных клавиш, позволяющих ребёнку вызывать на экран различные объекты в месте, где находится стрелочка «мышки» или курсор; передвигаются изображения с помощью курсора или «мышки»; можно убирать изображение или дополнять его; восстанавливать ход событий в форме мультипликата.

«Море». Ребёнку предлагается на выбор 4 фона: северное море, частично покрытое льдом; южное с островом, на котором растут пальмы; штормовое и спокойное море. Выбор фона расширяет изобразительные возможности ребёнка, позволяет шире разнообразить тематику сюжетов, развиваемых им на компьютере.

Набор изобразительных элементов: водолаз, батискаф, корабль, яхта, аквалангист, рыба, осьминог, дельфин, морж, белый медведь, кит, пингвин, моряк.

2 способа управления: с помощью клавиш и посредством «мышки». Правая клавиша перемещает картинку, меняет цвет; левая – запоминает последнее положение картинки. Управление программой с помощью «мышки» пространственной ориентировкой на плоскости развивает координацию движений (руки, пальцев).

Компьютерно-игровая программа режиссёрского типа «Лес», реализованная в IBM, имеет свои особенности:

- Наличие 4-х картинок-фонов, соответствующих пейзажу леса в разные сезоны – летом, осенью, зимой и весной.

- Набор изобразительных элементов, включающий животных (медведь, лось, ёж, волк, заяц, белка, лиса, сова, сорока), людей (дед, бабка, мальчик, девочка), растения (ель), объекты неживой природы (камни).

- Способы управления идентичны компьютерно-игровой программе «Море».

ПЕРВЫЙ ЭТАП – подготовительный. Детей знакомят с несложной компьютерно-игровой программой «Найди свой домик» (красочность образов, интересный и понятный сюжет способствуют возникновению у детей эмоционально-положительного отношения к компьютеру. Кроме того, эта программа по способу управления и функциональному значению клавиш близка к режиссёрским компьютерно-игровым программам. Дети должны провести зверюшку (заяц, медвежонок, ёж, белка) к своему домику (одному из двух). Движением зверюшки по экрану ребёнок может управлять с помощью 8 стрелок. Если он справляется с задачей, звучит музыка, и на экране появляется другой персонаж и другие домики. Если ребёнок ошибся, компьютер подаёт тревожный звуковой сигнал, и животное возвращается в исходное положение.

После одного-двух игровых занятия с программой «Найди свой домик» детей можно уже знакомить со способами управления режиссёрской программой.

Однако необходимо учитывать следующее:

- ввиду того, что объекты и предметы программы «Лес» могут быть достаточно хорошо известны детям, они могут быстро терять интерес к игре, не умея самостоятельно найти в ней привлекательные новые игровые возможности.

- «Море». Сама по себе эта новая для детей область действительности очень интересна детям, но почти полное отсутствие знаний также может привести к потере интереса к игре.

В связи с этим необходимо специально организованная работа, направленная на развитие и обогащение содержания режиссёрских игр детей на компьютере. Здесь оправдал себя комплексный метод руководства развитием игры, разработанный в НИИ дошкольного воспитания Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новосёловой, Н.Ф. Комаровой (Н. Новгород) и др.

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми