Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми

Типы проекционной аппаратуры

А) в зависимости от того, какое пособие используют для получения изображения на экране.

1-я группа. Аппараты для демонстрации диапозитивов. Кадропроекторы - только для демонстрации диапозитивов (слайдов). Универсальные диапроекторы - для диапозитивов и диафильмов. Эпидиаскопы - для диапозитивов и эпипособий.

2-я группа. Аппараты для демонстрации диафильма. Это фильмоскопы и универсальные диапроекторы.

3-я группа. Аппараты для проекции эпипособий: эпипроекторы и эпидиаскопы, специальные видеокамеры.

4-я группа. Аппаратура для демонстрации транспарантов- графопроекторы.

Б) По степени автоматизации процессов фокусирования и смены кадров различают проекторы с полностью автоматическим устройством, с полуавтоматическим и неавтоматическим управлением.

Суперавтоматическими называют аппараты, работающие без оператора по заданной программе (от реле времени, программного устройства или магнитофона) и оснащенные автофокусирующим устройством. Эти аппараты относятся к высшему классу (диапроекторы «Альфа-35-50-автофокус», «Диана-207», «Пеленг-700АФ»).

Автоматическими называют аппараты, в которых отработка процесса смены кадров, подфокусировка производятся механизмами с собственными приводными устройствами при подаче соответствующих команд (диапроектор «Свитязь-авто», модификации «Протона», «Пеленг-500А», «Пеленг-500АФ» и др.) Эти аппараты входят в группу первого класса.

Полуавтоматическими называют аппараты, в которых отработка процессов смены кадров осуществляется механизмами при управлении или при контроле оператора (диапроекторы «Свитязь», «Свитязь-М», «Пеленг-500К», «Горизонт»).

Неавтоматические аппараты те, в которых оператор управляет сам всеми процессами (диапроектор «Экран», различные модификации диапроектора «Свет» и др., а также графопроекторы «Лектор-2000», «Пеленг-2400» и др.)

Методика применения экранных средств обучения

В качестве наглядных средств обучения в старшей и подготовительной группах детского сада могут быть использованы кинофильмы, диафильмы и диапозитивы. Использование экранных пособий делает учебный процесс привлекательнее, расширяет возможности воспитателя в ознакомлении детей с окружающим, так как этим путем могут быть показаны те явления жизни, с которыми непосредственное знакомство невозможно.

Так, кинофильмы «Твоя книжка», «Рассказ колоска», «Откуда стол пришел», «О чем рассказал автобус», «Кружка молока», «Первое письмо» рассказывают о тех видах труда, которые не всегда можно непосредственно понаблюдать с детьми.

При ознакомлении со столицей нашей Родины Москвой, с жизнью народов России и т.д., хорошо использовать диафильмы.

Благодаря тому что в кинокадрах одни и те же предметы могут быть показаны в крупном, среднем и общем плане, в различных ракурсах, создается возможность сосредоточить внимание детей на наиболее существенном. Фильмы вызывают у них интерес, эмоции, они охотно обмениваются впечатлениями об увиденном, отражают его в рисунках, рассказах, играх, надолго запоминают.

Учебные фильмы оказывают большое воспитательное влияние на детей; например, при просмотре фильмов о создании книги, об изготовлении стола, о выращивании хлеба дети убеждаются, что для изготовления предметов, окружающих нас, требуются немалые усилия, поэтому относиться к ним надо бережно; человеческий труд заслуживает всемерного уважения.

Использование диафильмов и диапозитивов может иметь место уже в младших группах — при чтении сказок, рассказов, разучивании стихотворений, во время бесед и т. д. Кадры на экране привлекают внимание детей, повышают их интерес к теме, активизируют мыслитель­ную деятельность, позволяют получить образные пред­ставления о художественных произведениях. Диафильмы чаще используются в тех случаях, когда воспитателю необходимо проиллюстрировать сказку или рассказ, а диапозитивы находят большее применение в процессе бесед и творческого рассказывания.

Кинофильмы и диафильмы используются в обучении в сочетании с другими средствами: наблюдениями, показом иллюстраций и натуральных предметов, словом воспитателя, чтением книги.

Применяя кинофильмы на занятиях, необходимо соблюдать определенные методические требования. Фильм не должен быть продолжительным; как правило, в детском саду используются одночастные фильмы продолжительностью не более 9-10 минут или фрагменты из них.

Перед просмотром фильма проводится беседа с целью выявления знаний детей, одновременно воспитатель подготавливает их к восприятию фильма. При ознакомлении детей с окружающим посредством кино необходимы повторные просмотры фильма.

Занятие с показом фильма не должно сводиться только к его демонстрации; оно может состоять из нескольких частей: показу предшествует беседа, короткое сообщение воспитателя или задание, которое должны выполнить дети на основе просмотра фильма. После демонстрации надо им дать возможность обменяться впечатлениями, рассказать, что особенно понравилось. Повторный просмотр и беседу, уточняющую и систематизирующую знания детей, целесообразно провести через 5-6 дней после первого просмотра.

Для занятий с использованием технических средств обучения в детском саду должны быть созданы соответствующие условия: выделено место для демонстрации фильмов, сделаны шторы затемнения; проецирование изображений должно идти только на экран, а не на стену и т. п. Прежде чем демонстрировать фильм детям, воспитатель должен сам хорошо ознакомиться с ним.

Практика показывает, что при однообразной и моно­тонной деятельности ребенок быстро устает. Поэтому, планируя применение технических средств, педагог обя­зан тщательно продумывать структуру занятия, находить ему правильное место в системе других занятий так, что­бы нагрузка равномерно распределялась на разные ана­лизаторы.

Например, занятия с использованием проекционной аппаратуры желательно чередовать с музыкальными или физкультурными. Нецелесообразно планировать применение экранных средств после занятий рисованием, ап­пликацией, лепкой или устраивать прослушивание звуко­записи после музыкального занятия.

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми