Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми

Механическая запись звука. Магнитная запись звука. Лазерная запись звука. Методика применения звукотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Звук - это колебания воздуха, воздействующие на орган слуха человека.

Впервые запись и воспроизведение звука осуществил выдающийся американский изобретатель Томас Эдисон в 1877 г. Он изобрел фонограф - восковой валик, на котором игла фонографа при вращении валика оставляла звуковую дорожку. Звуковые колебания передавались на иглу от мембраны, находящейся в рупоре. Так осуществлялась запись звука. Для воспроизведения звука использовался тот же валик, покрытый путем электролиза металлом. Игла фонографа, двигаясь по канавке, передавала колебательные движения на мембрану и рупор. Так воспроизводился звук. Этот способ записи звука называется механическим. В 1888 г. была изобретена грампластинка, и на смену фонографу пришел граммофон.

Магнитный способ записи и воспроизведения звука- изобрел датский физик В. Паульсен в 1898 г. Он предложил записывать звук на стальную проволоку. Магнитный способ основан на свойстве ферромагнитных материалов намагничиваться под воздействием магнитного поля и сохранять состояние намагниченности при снятии магнитного поля.

Магнитная запись звука обеспечивает высокое качество фоно­граммы. Сразу после записи звука фонограмма готова к воспроизве­дению. Запись, сделанную на магнитной ленте, можно стереть, а затем записать на магнитную ленту новую фонограмму. Качество фоно­граммы мало зависит от числа воспроизведений, но все же постепенно ухудшается из-за присущих магнитной записи шумов как ленты, так и усилительных устройств. Перечисленные достоинства, а главное дешевизна магнитной записи, определяют ее широкое применение в учебном процессе. Особенно широко используются магнитофоны с лентой в кассетах и микрокассетах.

Несмотря на разработку миниатюрных и достаточно высокока­чественных кассетных магнитофонов аналоговые магнитофоны по­степенно вытесняются цифровыми устройствами для записи и вос­произведения звука. Это связано с заметными шумами и нелинейно­стью магнитных лент, что ставит предел повышению качества звуко­воспроизведения и ведет к деградации записей при многочисленных перезаписях.

В начале 80-х годов традиционные способы записи и воспроизведения звука получили возможность для дальнейшего развития в виде цифровой записи звука, которая реализуется на оптических (лазерных) дисках или на уплотненных (магнитных) дисках.

При лазерном способе записи и воспроизведения звука используется цифровая система записи и воспроизведения звука. Сущность цифровой записи и воспроизведения звука состоит в считывании микроотверстий в металлизированном диске (или считывании электрических зарядов - единиц и нулей на поверхности магнитного диска) и преобразовании полученных данных в электрические сигналы.

Новый вид грампластинки - оптический компакт-диск для лазерного проигрывателя. Вначале это были диски для воспроизведения звука (аудиодиски) (1983г.), а затем, через год, появились видеодиски новой конструкции, вмещающие 250 тыс. страниц текста (что равно объему 500 книг).

Методика применения звуковых средств в работе с детьми

В дошкольных учреждениях звуковые сред­ства могут использоваться как для решения учебных задач (на занятиях), так и для развлечений (на утрен­никах, вечерах досуга и т. п.)

В каждом звуковом средстве в основном заложена и методика их использования. Однако необхо­димо еще учитывать возраст детей, уровень их подготов­ленности к восприятию того или иного содержания. Таким образом, задача педагога состоит в том, чтобы адапти­ровать нужное средство к конкретным условиям и воз­можностям детей.

Звуковые средства — различные виды звукозаписи (на грампластинках аудиокассетах и компакт-дисках) используются в основном на занятиях по родному языку, ознакомлению с живой и неживой природой, музыкаль­ных и физкультурных.

С помощью средств звукозаписи могут быть записаны радиопередачи, которые раньше широко применялись для прослушивания детьми. Это могут быть:

- «Радиотеатр «Малыш». В основном это спектакли по произведениям А. Пушкина, В. Одоевского, К. Ушинского, А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, В. Берестова,

- цикл ра­диопередач «Радиобукварь», из которого дошкольники получают представления о звуках и буквах русского языка.

- передача «Пригласительный билет», в которой звучат их любимые песни из мультфильмов, телепередач, радиоспектаклей.

Радиопередачи служат для ребенка как бы толчком к глубокой аналитической работе, учат его наблюдательности, воспитывают умение систематизировать и сопоставлять целый ряд фактов и зависимостей, т. е. умение размышлять. А так как содер­жание передачи ребенок воспринимает на слух, особенно стимулируется развитие воображения — все происходя­щее он представляет себе образно. Поэтому записи музыкально-литературных передач, це­лесообразно включать в систему занятий с детьми.

Для дошкольных учреждений специально разрабо­таны и выпускаются наборы грампластинок, аудиокассет, на которых записаны голоса известных детских писателей, а также классические литературные и музыкальные произведе­ния, сказки, концерты, спектакли с участием известных артистов.

Также на средствах звукозаписи могут быть записаны звуки природы (шум ветра, дождя, раскаты грома, крики и пение птиц, голоса животных), которые могут с успехом использоваться на занятиях по экологии.

Прослушивание литературных произведений в испол­нении мастеров художественного слова на занятиях по родному языку воспринимается детьми с большим эмо­циональным подъемом, развивает у них способность глу­боко проникать в содержание, сопереживать, эстетически наслаждаться; воспитывает любовь к родному языку, желание научиться читать выразительно.

Записи музыкальных произведений в разном испол­нении (фортепиано, баян, симфонический оркестр или оркестр народных инструментов) могут использоваться как на музыкальных, так и на других занятиях. Например, на занятии по ознакомлению с окружающим воспи­татель проводит со старшими дошкольниками итоговую беседу о весне. В процессе того как дети рассказывают, вспоминают о своих наблюдениях за весенней природой, педагог включает записи музыкальных произведений о весне П. И. Чайковского из цикла «Времена года» и маг­нитофонную запись голосов птиц (А. Барков. «Голоса весеннего леса»).

Планируя прослушивание звукозаписи, педагог дол­жен предварительно сам ознакомиться с нею, продумать вопросы к детям, задания.

Хорошие результаты при обучении дошкольников вы­разительному чтению дает использование магнитофона. С его помощью педагог может записать выступления детей, а затем организовать совместное прослушивание, акцентируя внимание воспитанников на смысловых ошиб­ках, недостатках дикции. Наличие магнитофона позво­ляет воспитателю приготовить любую необходимую для работы запись.

Преимущества грамзаписи и магнитных записей свя­заны с тем, что их можно применять не только на заня­тиях, но и во время прогулок, вечеров развлечений.

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми