Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми

Телевидение и учебное кино как средство обучения и воспитания дошкольников.

Из экранно-звуковых средств наиболее широкое при­менение в детском саду имеют телевизионные передачи. Это связано с тем, что телевидение — наиболее распространенное и доступное средство, синтезирующее техни­ческие достижения и различные виды искусства.

Учебное телевидение - способ передачи на расстояние учебной зрительной и звуковой информации через систему открытых или замкнутых телевизионных систем.

Телевидение — особый новый вид искусства — синте­тический. Он соединяет в себе возможности таких видов искусства, как кино, театр, эстрада.В телевидении при­сутствуют разнообразные жанры: репортажи и рассказы, беседы и спектакли, экскурсии и концерты. Телевидение выступает как средство донесения до зрителей других видов искусства. Музыка и литература присутствуют в нем очень широко. Сильное эмоционально-эстетическое воздействие на зрителя достигается благодаря примене­нию разнообразных выразительных средств и приемов: композиция кадра, показ общим и крупным планом, одно­временный показ с нескольких точек, монтаж живого изображения с кинокадрами и др.

В самой информации, которую несет нам телевидение, уже заложена художе­ственность. Телевидение правдиво передает динамику действительности во всем ее многообразии, позволяет проникать в самые отдаленные уголки нашей планеты, в глубины космоса и океанов. Благодаря этому оно обла­дает убедительностью и притягательностью огромной силы. К перечисленным преимуществам необходимо до­бавить возможность показа в цвете и такой фактор, как объемность звучания.

Учебные телевизионные передачи -передачи, создаваемые по темам учебной программы и предназначенные для использования непосредственно на уроке, а также при проведении факультативных занятий и внеклассных мероприятий. Дидактическая значимость этого технического средства мало чем отличается от учебного звукового кино.

Специальные передачи для дошкольников, которые даются по центральному телевидению, условно можно отнести к нескольким видам: познавательные, развлека­тельные и учебные.

Циклы передач — «Ребятам о зверятах», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки» знакомят детей с явлениями природы и окружающей действительности, трудом взрослых и новыми книгами.

Музыкальные передачи «Мы играем и поем», «Весе­лые нотки», большинство мультфильмов, концерты, цир­ковые представления призваны развлечь ребенка, запол­нить его досуг шутками, смехом, песнями, играми.

Циклы передач «Умелые руки», «Выставка Буратино» помогают детям овладеть необходимыми навыками рисования, лепки, аппликации, конструирования. Учебная пе­редача «АБВГДейка» в игровой форме знакомит малы­шей со звуками и буквами, формирует первоначальные представления о грамоте, счете.

Телепередача «Отчего и почему» решает в основном задачи познавательного характера. Так как эта передача в увле­кательной форме отвечает на вопросы детей, связанные с предметами окружающего мира, трудом взрослых, ее аудиторию составляют как дошкольники, так и младшие школьники.

В каждой из перечисленных передач присутствуют и познавательные, и развлекательные моменты, все пе­редачи несут воспитательную нагрузку. Эти передачи готовятся известными артистами, композиторами, худож­никами, писателями, опытными режиссерами, операто­рами с учетом особенностей детского восприятия, жиз­ненного опыта ребенка. Поэтому они могут успешно ис­пользоваться педагогами в дошкольных учреждениях в целях ознакомления детей с нашей Родиной, ее историей, природой различных климатических зон, трудом взрос­лых, воспитания художественного вкуса и эстетического отношения к окружающей действительности.

Благодаря особенностям и возможностям телевизион­ного «языка» природа и ее эстетические качества находят в телевидении наиболее адекватное и наиболее полное отражение. Ребенок получает информацию одновременно визуальную и слуховую. Слово, изображение, музыка выступают в органическом синтезе.

Телевидение имеет возможность использовать киносъемки, показ в замед­ленном или ускоренном темпе процессов и явлений, кото­рые протекают в природе длительное время или быстро (рост растений, прилив и отлив на море, образование дюн, взлет птиц, извержение вулкана, прыжок живот­ного), недоступных наблюдению вблизи (повадки птиц и зверей, их жизнь в естественных условиях). Телевиде­ние передает все богатство и разнообразие звуков (пение птиц, крики животных, шум ветра и падающей воды, рас­каты грома и др.).

Организация просмотров передач о диких и домашних животных, зимую­щих и перелетных птицах, временах года и природных явленияхна занятиях по ознакомлению старших до­школьников с природой значительно обогащает учебно-воспитательный процесс, открывает новые пути к его активизации. Телевизионные передачи, в которых объекты природы, явления и процессы, в ней происходящие, показаны в ди­намике, в цвете, со звуковым сопровождением, способ­ствуют формированию у детей более полных и разносто­ронних представлений о флоре и фауне, глубокого пони­мания взаимосвязей в природе, оценки ее эстетических сторон.

Впечатления о характере и внешнем виде животных, птиц, о явлениях природы, которые дошкольники полу­чают из передач, оказывают значительное влияние на развитие их речевой деятельности: высказывания детей становятся осмысленнее, логичнее, эмоциональнее, вы­разительнее и богаче по содержанию. В активном словаре ребенка появляются образные слова и выражения, срав­нения, точные описания.

Влияние телепередач сказывается и на изобразительной деятельности дошкольников: в композиционных ре­шениях рисунков на темы природы, в динамизме изобра­жения животных, птиц. Заметнее проявляется индиви­дуальность каждого ребенка.

Исследования показывают, что эмоциональность и глубина восприятия явлений природы находятся в прямой зависимости от общего развития детей, объема их знаний и представлений, от художественного уровня передач, а также от позиции педагога, его умения настроить вос­питанников на просмотр.

Использование телепередач на занятиях требует опре­деленной подготовки детей к восприятию и последующей работыпо содержанию просмотренного. Задача воспи­тателя состоит в том, чтобы подобрать такие приемы работы с передачей, которые способствовали бы выявле­нию ее достоинств, характера, возможностей.

Поскольку телепередача выходит в эфир готовой и дети воспринимают материал в той последовательности, какую определили авторы, воспитатель должен создать установку на просмотр. Осуществляется это по-разному. Если передача педагогу неизвестна, он исходит из на­звания цикла и ориентирует детей, вспоминая вместе с ними увиденное ранее. Если же воспитатель знает содер­жание передачи (видел ее ранее или познакомился с анно­тацией), он может четко определить, какое место она займет в работе с детьми, предусмотреть вопросы, загад­ки, задания, которые будут способствовать активизации эмоционально-образной памяти детей, воображения, на­целят их внимание на главное.

В процессе восприятия телепередачи, т. е. на втором этапе, руководство детьми может носить косвенный ха­рактер. Но вместе с тем педагог не должен быть сторон­ним наблюдателем. Он должен своим поведением выра­жать интерес к происходящему на экране и осторожно направлять внимание детей на то, что может уйти из поля их зрения. Делать это надо крайне осторожно, чтобы не отвлекать детей от содержания. Наблюдая за непосред­ственной реакцией воспитанников, педагог отмечает ин­тересные или сложные для их понимания детали, проду­мывает вопросы, которые он задаст после просмотра.

Наиболее управляем третий этап. Главной задачей педагога является организация закрепления знаний, впе­чатлений, полученных детьми, оказание им помощи в осмыслении увиденного, стимулирование переноса ребен­ком приобретенных впечатлений в его собственную деятельность: речевую, изобразительную, игровую, трудовую. Пути решения этой задачи могут быть самые разные: беседа об увиденном, организация рисования, лепки, кон­струирования на тему передачи, создание ситуаций в играх, на музыкальных занятиях, в свободной деятель­ности детей, где могли бы быть использованы их новые знания и впечатления.

Учебное кино - один из видов научного кино, которое предназначается для демонстрации в ходе обучения и обеспечения наглядности при ознакомлении учащихся с явлениями и процессами, недоступными для непосредственного наблюдения. В некоторых учебных пособиях по ТСО учебное кино называют кинопособием.

Кинопособия содержат позитивное фотографическое изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным (оптическим или магнитным способом) звуковым сопровождением, выполненное в соответствии с воспитательно-дидактическими целями и с учетом психолого-педагогических требований. Учебные фильмы (кинопособия) снимают по сценариям и предназначают для учебного процесса.

Каждый учебный фильм должен соответствовать программе определенного курса и учебного заведения, для которого он снят, а также педагогическим требованиям и возрастным особенностям учащихся. Содержание учебного фильма доносят до учащихся с помощью выразительных средств кино, специальных видов съемок, мультипликации и т. п.

Разновидностями учебного фильма являются:

- кино- или видеофрагмент - 3 - 5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы;

- киноколъцовка - небольшой (10-12-метровый) фильм, содержащий информацию о циклическом процессе, например рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания, или допускающий многократное повторение одних и тех же кадров и текста, например, при изучении иностранных языков; для демонстрации фильм склеивают в кольцо и показывают многократно до тех пор, пока учащиеся не усвоят суть процесса;

- кино- или видеокурс - кинопособие, состоящее из нескольких частей и охватывающее содержание раздела или целого курса;

кино (видео) хрестоматия;

- ситуационный фильм.

Учебные фильмы бывают звуковые и немые, черно-белые и цветные. Они создаются в основном по такому учебному материалу, по которому использование других средств обучения и воспитания не дает нужного эффекта.

В учебном кино используют разные виды съемки. Нормальная съемка происходит в таком же темпе, что и снимаемый процесс.Ее используют для отображения процессов, действий или событий, сущность которых доступна при непосредственном наблюдении, но наблюдать их в естественном виде во время, отводимое на их изучение, сложно или невозможно.

Нормальную съемку используют также в игровых учебных фильмах, рассказывающих о явлениях и происшествиях, возникновению которых необходимо препятствовать, например, в фильмах по охране труда, рассказывающих о причинах производственного травматизма и способах борьбы с ними, в фильмах о противопожарных мероприятиях и т. д.

Способность кино изменять естественный темп протекания событий на экране, его ускорение или замедление обеспечиваются за счет использования съемок с увеличенной или уменьшенной частотой смены кадров.

Ускоренную съемку применяют для демонстрации событий, процессов или явлений, недоступных для восприятия из-за большой скорости их протекания.

Если ускоренная съемка позволяют замедлить, растянуть во времени события на экране, то замедленная и покадровая съемки решают обратную задачу - они ускоряют темп событий на экране. Такие виды съемок, и особенно покадровая, делают доступными события, которые из-за малой скорости их протекания плохо воспринимаются: разрушение металла под воздействием агрессивной среды, образование кристаллов льда, прорастание семян и др.

В научно-популярном, художественном и учебном кино для отображения на экране событий или явлений, которых в действительности не было, используют комбинированную съемку. Комбинированная съемка позволяет объединить на экране события, которые происходили в разное время, и объекты, разделенные большими расстояниями.

Большое значение в учебном кино имеет мультипликация. С помощью мультипликации показывают главным образом объекты и процессы, которые нельзя непосредственно наблюдать. Движущийся мультипликационный рисунок условен, но его применяют обычно в сочетании с натуральными кадрами. Сравнивая и сопоставляя кадры мультипликации с действительным видом объекта съемки, зритель не так явно чувствует условность рисунка.

Мультипликация помогает создать у обучаемых наиболее полные и точные представления о сложных биологических, физических, химических процессах, происходящих внутри объекта съемки, в соответствии с их действительным ходом. Дети знакомятся с работой любого органа человека или действием сложных механизмов и машин, следят за реакцией в огромных химических аппаратах и получением готовой продукции в заводских установках и т.д. Динамический мультирисунок показывает расположение и взаимодействие деталей машин, их назначение и место во всем сложном механизме, наконец, их относительные размеры. Мультипликация может показать то, чего нет в действительности, но создано человеческим воображением (например, различные машины будущего или жизнь в отдаленные от нашей эпохи времена и т.п.).

Учебные фильмы в учебном процессе используются на занятиях по знакомству с окружающей средой, на занятиях по экологии и др.

Использование учебных фильмов в учебном процессе производится также, как телевизионных передач.

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми