Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми

Развитие мышления

 

Различные формы детского творческого экспериментирования способствуют развитию любознательности детей, пытливости их ума, формируют интеллектуальные способности.

Одна из важных линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Так, развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического (понятийного) мышления. Такие переходы характеризуют весь период дошкольного детства.

Условия воспитания и обучения детей могут способствовать этому процессу, а могут и тормозить его, вызывая длительные отрицательные последствия.

Специфика наглядно-действенного мышления заключается в тесной взаимосвязи мыслительных и практических действий. Если ребенку по каким-либо причинам не дают действовать руками, то и задача оказывается нерешенной. В процессе этой формы мышления имеют место последовательные взаимопереходы от практических преобразований предмета к анализу результатов и построению на основе полученной информации последующих практических действий, осуществление которых дает новую информацию о познаваемом объекте и т. д. Таким образом, основная функция наглядно-действенного мышления заключается в практических преобразованиях предмета или явления, и получении исходных сведений о его скрытых свойствах и связях.

Характерный способ осуществления наглядно-действенного мышления — способ, который обычно обозначается как путь проб и ошибок. Этот путь на протяжении дошкольного детства претерпевает ряд существенных изменений: хаотические пробы и ошибки сменяются системой пробных действий. Значительно усложняется анализ результатов каждой пробы и оценка с точки зрения условий задачи. Такой анализ качественных особенностей пробных и ошибочных действий, их величины и перестройка последующих действий в соответствии с результатами этого анализа требуют развертывания определенных мыслительных операций, которые выступают как одна из важных сторон мыслительной деятельности детей.

Связь наглядно-действенного мышления с практическими преобразованиями ситуации обусловливает его сильные и слабые стороны. Возможности преобразования детьми реальных объектов ограничены, и часть свойств может быть обнаружена лишь в процессе оперирования представлениями об этих объектах.

Такое оперирование выступает как наглядно-образное мышление с относительной свободой формирования и изменения данных представлений.

Важным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. С помощью таких моделей ребенок представляет себе скрытые стороны ситуации. В процессе использования моделей у детей формируются особые действия с двойственной направленностью — они осуществляются ребенком на модели, а относятся им к оригиналу.

Это создает предпосылки «отрыва»- действий от модели и от оригинала и осуществление их в плане представлений. Большие возможности в этом отношении раскрываются при работе детей с компьютером.

В процессе действий с изображенными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Такие компьютерные игры, как «Качели», «Собери картинку», «Построй дом», «Волшебный гараж», «Конструктор», способствуют развитию наглядно-действенного мышления, а затем и наглядно-образного мышления.

В игре «Качели» дети вначале решают предложенные им задачи в наглядно-действенном плане: они экспериментируют, пробуют, ошибаются, подбирая по массе различные игрушки таким образом, чтобы уравновесить качели. Эта игра развивает наглядно-действенное мышление, формирует умения корректировать пробные и ошибочные действия, последовательно приближая ребенка к цели. На определенном этапе игры дети начинают осуществлять свои действия не реально, а в плане представлений— они мысленно соотносят размеры и массу игрушек и лишь после этого размещают их на качелях, добиваясь сразу верного результата. Дети старшего дошкольного возраста в ходе игры переходят даже на уровень логического мышления: они подсчитывают суммарную массу игрушек на каждом плече качелей и делают соответствующие выводы.

В игре «Построй дом» требуется воссоздать целые кирпичи, определенным образом соединяя их половинки. Дети вначале путем реальных проб ищут части кирпича (а эти части разрезаны самым замысловатым образом), которые подошли бы друг к другу. После таких проб и ошибок они находят подходящие половинки кирпича, затем переходят от реальных проб и ошибок к действиям в плане представлений: они ищут нужную половинку кирпича, мысленно прикладывая его к образцу, — это уже более высокий уровень решения задачи.

Вместе с тем, в этом процессе дети не создают новых образов, а интегрируют имеющиеся образы в единое целое. Дело в том, что все части кирпичей предлагаются детям в виде готовых образцов, а ребенок из них выбирает нужные.

Более сложные формы образного мышления дети демонстрируют в играх «Конструктор», «Витраж», «Калейдоскоп», где они создают совсем новые неожиданные образы на основе элементарных исходных образов, данных в условиях игры. Здесь важен творческий процесс построения новой целостной картины, имеющей оригинальную композицию, которая объединяет отдельные детали в новое художественное произведение. Сами условия этих игр — красочные и неожиданные — стимулируют воображение детей, развивают понимание гармонии цветов и форм.

Успешность познавательного развития ребенка в значительной мере зависит от содержания его мыслительной деятельности— от того, какие предметы и явления окружающего мира он познает. Традиционно считалось, что наиболее адекватными объектами познавательной деятельности детей являются основные непосредственно воспринимаемые свойства и качества вещей: цвет, форма, величина, масса и т. д.

Поэтому особое внимание в дошкольном детстве уделялось (и уделяется сейчас) сенсорному воспитанию детей.Такие игры, как «Веселые картинки», «Калейдоскоп», «Витраж», развивают сенсорные способности дошкольников — умение различать цвета, формы предметов, их величину, учат использовать знания об этих качествах в процессе изобразительной деятельности, аппликации, конструирования.

Вместе с тем, современные исследования по детской психологии показывают, что особо благотворное влияние на познавательное развитие дошкольника оказывает познание ими простых связей и зависимостей окружающего мира(физических, биологических, социальных). Эта тенденция развития мышления также получила отражение в компьютерных играх.

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к экзамену по Методике использования ТСО и ЭВТ в работе с детьми