Вопросы к экзамену по инновационным процессам в образовании

Основные понятия педагогической инноватики

 

Новое, новизна. Новизна – один из основных критериев оценки педагогиче­ских исследований, результат нововведения. Новизна всегда отно­сительна как в личностном, так и в объективно-временном плане. Новшество в образовании – это может быть педагогическое средство, метод, методика, технологии, программа... Под новшеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изме­нение, т.е. определенный процесс. Нововведение – это продукт освоения и внедрения новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны. Уровни новшеств в образовании. 1.Усовершенствование Пример: в действующей групповой системе обучения учитель применяет новые способы создания групп. 2.Рационализация. Пример: завуч составляет и старших классах расписание заня­тий таким образом, чтобы учащиеся имели возможность более основательного погружения в изучаемые предметы с одновре­менной разгрузкой домашних занятий (например, парами). 3.Модернизация. Пример: изменение структуры общего среднего образования – вместо 11 лет обучения в школе предлагается 12 лет. 4.Эвристическое решение Пример: методика опорных конспектов IIIатaлова – способ изучения того же объема традиционного материала за менее дли­тельное время. 5.Педагогическое изобретение Пример: система «погружения» М.П. Щетинина. 6.Педагогическое открытиеПримеры: Вaльдорфская школа; компетентностный подход; дистанционное.

Инновация– это внедрение нового в существующий про­цесс; «вновление» (В.И. Слободчиков) – органичное вживление чего-то нового в ткань существующего процесса.А.А. Мешков - инновация – это «комплексный со­циокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с историей и традициями рас­сматриваемых социальных систем, и кардинaльно преобразующий их структуру.

Инноватика - наука, изучающая при­роду, закономерности возникновения и развития инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего. Инновационная деятельность - Это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организа­ции информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Инновационная идея - заявка о по­явившемся замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (ис­следователей, ученых, педагогов, администраторов, инвесторов, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, администраторов, потребителей) для организации работ по всем или отдельным стадиям и этапам инновационного цикла. Инновационная программа - Комбинация нескольких связанных между собой проектов как объект управления отличается от отдельного проекта. В инновационной программе проекты взаимосвязаны функционально, а так­же по срокам, исполнителям и ресурсам. Примеры: техноло­гический прорыв в заданном направлении, например в компью­теризации образования, повышение престижа или конкуренто­способности национальной системы образования, техническое перевооружение школ, улучшение экологической обстановки... Инновационная доктрина - система базовых положении, выработанных руко­водством государства или его региона и определяющих политику в данном направлении. В инновационной доктрине должны быть определены: 1) объект, в котором происходит обновление;2) предмет воздействия, т.е. что обновляется и на основе чего; 3) результат в виде концепции и механизма ее реализации.Педагогическая инновация – это изменение, на­правленное на улучшение развития, воспитания и обучения школь­ников. Педагогическая инноватика - уче­ние о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и использовании в практике. Инновационное обучение – обучение, направленное на развитие личности учеников при помощи специально организуемых учителем педа­гогических, дидактических или методических изменений. Инновирование -процесс созда­ния и оптимизации структур поведения и деятельности различ­ных социальных субъектов.

Вы здесь: Home Педагогика Вопросы к экзамену по инновационным процессам в образовании