Вопросы к экзамену по инновационным процессам в образовании

Важнейшие направления инновационной деятельности в образовании: совершенствование научно-педагогического обеспечения системы образования.

 

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций. 

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

 

Важнейшие направления инновационной деятельности в образовании: совершенствование учебно-методического обеспечения системы образования.

Рассмотрим ключевую проблему обновления содержания об­разования – образовательные стандарты. В 2004 г. был утвержден Фед. компонент общеобразовательных стандартов для школ. Данный вариант стандарта имеет несомненные преимущества по сравнению с его предшествующими аналогами. В новых стан­дартах зафиксирована личностная ориентация образования, вве­дена компетентностная составляющая, сокращен второстепен­ный обязательный материал, введено профильное обучение, уси­лен деятельностный компонент образования, включены цели изу­чения учебных предметов, обозначены развиваемые общеучеб­ные умения, навыки и способы деятельности учеников. Для разработки нововведений подобного уровня необходимо определить их методологическую основу. Очевидно, что обязатель­ное содержание образования не должно ограничиваться набором понятий. Оно должно включать в себя деятельностный, творче­ский и другие компоненты, необходимость которых должна зада­ваться принятой за основу общей концепцией обязательного со­держания, нуждающейся в отдельной разработке. Рассмотрим с точки зрения педагогической инноватики про­блему проектирования такого нововведения, как образователь­ные стандарты. При этом коснемся двух сторон проблемы: 1) смыс­ловые основания стандартов и 2) их творческая ориентации.

Рефлексивный анализ деятельности показал, что не решены и остаются актуальными, по крайней мере, три методоло­гические проблемы.

Проблема № 1. Отсутствует целостная метапредметная основа стандартов. Необходимость такой основы раскрыта в материале В.В. Кра­евского и А.В. Хуторского на тему «Общепредметное содержание обра­зовательных стандартов». В тексте были приведены обоснование прин­ципов мета-(до)предметной основы конструирования стандартов и тех­нология ее построения. Данные предложения пока не получили развития в деятельности предметных подгрупп.

Предложение: разработать отдельное ТЗ для пересмотра предмет­ных стандартов для выявления их концептуальной составляющей и реа­лизовать это Т3 при доработке стандартов.

Проблема № 2. Отсутствует динамическая (возрастная) форма представления стандартов. Не решена проблема соответствия образова­тельных стандартов возрастным особенностям школьников, нет обяза­тельных требований и предпосылок для их непрерывного обучения. Опи­раясь на содержание существующих стандартов, невозможно определить, как, в какой динамике должно обеспечиваться начальное и основное об­разование. Получается, что стандарты разработаны только для трех мо­ментов обучения детей в школе: для тех, кто заканчивает IV, IX и XI классы. Для остального промежуточного образования внутри каждой ступени обу­чения не существует ни «минимумов», ни «требований».

Предложение: определить (разработать) требования к возрастной форме представления стандартов.

Проблема № 3. Разработанные «минимумы» не соответствуют их законодательному определению. Структура разработанных по учебным предметам «минимумов» не соответствует тому, что в Законе «Об образо­вании» названо «обязательным минимумом содержания основных образо­вательных программ». В результате сегодня разработано не то, что законодательно опреде­ленно.

Предложение: разработать дефиниции понятый: «образовательная программа», «содержание образовательных программ», «обязательный минимум содержания основных образовательных программ». Определить структуру и содержание образовательных программ, привести «миниму­мы» в соответствие с ними.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения [4]: теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи. Применение ЭУМК направлено на решение актуальных задач современного образования: сокращение аудиторных часов за счет увеличения доли самостоятельной работы студентов; восполнение дефицита учебной литературы, обеспечение каждого студента учебными и учебно-методическими материалами; экономия учебных площадей; автоматизация контроля знаний студентов; расширение контингента студентов и предоставление более гибкого и доступного образования. Современный УМК дисциплины, наряду с обязательными и традиционными требованиями, должен обеспечивать самостоятельное изучение теоретического материала, комплексный контроль знаний (самоконтроль, текущий контроль, промежуточную аттестацию), метод. сопровождение обучения, дополнительную информационную поддержку (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы). Поэтому ЭУМК должен содержать комплект электронных уч. документов (аннотация и содержание учебного курса, рабочая программа и учебный график, методические рекомендации); эл-ные учебные издания (учебники, учебные пособия, виртуальные лабораторные практикумы, комплекты тестов и программы контроля знаний); учебно-справочные и учебно-библиографические электронные издания.

 

Важнейшие направления инновационной деятельности в образовании: совершенствование организационного обеспечения системы образования.

Разработка и реализация системы образовательных стандартов и вариативных программ, увязанных по уровням образования и обеспечивающих сочетание фундаментальных знаний и развитие способностей к результативной деятельности нацелены на удовлетворение запроса общества к качеству подготовки кадров рабочих и специалистов, их социальным и профессиональным навыкам и квалификациям; успешную социальную и экономическую активность молодежи; гармонизацию программ подготовки кадров, текущих запросов рынка труда и перспективных потребностей экономики; внедрение новых образовательных стандартов и процедур взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере образования; налаживание конструктивного диалога с работодателями, обеспечивающего их участие в разработке образовательных стандартов и реализации образовательных программ.

Развитие непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования, как средства обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в профессиональных кадрах необходимой квалификации способствует удовлетворению спроса работников и предприятий на актуальные знания, навыки, компетенции, соответствующие быстро меняющимся тенденциям научно-технологического и социального развития, а также созданию институциональных условий, позволяющих предприятиям наиболее эффективно осуществлять повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров, а работникам – активно участвовать в различных формах непрерывного образования.

В последние годы ЕГЭ – предмет многочисленных споров и дискуссий среди педагогов, чиновников, педагогической обще­ственности.

Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) од­ним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новше­ство привело к проблемам, которые сводят на нет положитель­ные ожидания от модернизации.

Во-первых, происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни индивидуальных образовательных программ, ни творческих достижений, ни портфолио, только от­веты на общие и единые для всех шесты.

Во-вторых, введение ЕГЭ вносит в образование приоритет не­творческой доминанты. Так называемый «уровень С» не выполня­ет и не может выполнить задачу проверки и оценки творческих способностей и компетенции учеников.

В-третьих, созданные административным путем условия обя­зательности сдачи ЕГЭ приводят к тому, что детям и учителям в школах ничего не остается, как отбрасывать содержательные на­правления обучения в угоду тестовым ориентирам. Учитель как один из главных субъектов образования отстраняется от оценки результатов его учеников, тем самым происходит обезличивание образования.

 

Вы здесь: Home Педагогика Вопросы к экзамену по инновационным процессам в образовании