Вопросы к экзамену по инновационным процессам в образовании

Классификация педагогических нововведений

 

М.В. Кларин: 1) иннова­ции-модернизации, которые направлены на достижение гаранти­рованных результатов в рамках традиционной репродуктивной ори­ентации учебного процесса; 2) инновации-трансформации, пре­образующие традиционный учебный процесс в процесс исследо­вательского характера и организацию учебно-познавательной дея­тельности.

О.Г. Хомерикивыделяет следующие типы нововведений с точки зрения их отнесенности к той или иной части учебно-воспитательного процесса: - в содержании образования; - методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса; - организации учебно-воспитательного процесса; - управляющей системе школы.

А.И. Пригожинделит нововведения по инновационному по­тенциалу на три типа:-радикальные, или базовые (принципиально новые техноло­гии, методы управления);-комбинаторные (использование различных сочетаний конст­руктивного соединении элементов); -модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конст­рукций, принципов, форм).

Н.Ю. Поста­люк. Образовательные нововведения он классифицирует по признаку интенсивности инновационного измене­ния или уровню инновационности. Выделяется во­семь рангов, или порядков, инноваций. Инновации нулевого порядка – это практически ре­генерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента). Инновации первого порядка характеризуются количе­ственными изменениями в системе при неизменном ее качестве. Инновации второго порядка представляют собой пе­регруппировку элементов системы и организационные измене­ния (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования…). Инновации третьего порядка – адаптационные из­менения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования. Инновации четвертого порядка содержат новый ва­риант решения (это чаще всего простейшие качественные изме­нении в отдельных компонентах образовательной системы, обес­печивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей). Инновации пятого порядка инициируют создание образовательных систем «новогопоколения» (изменение всех или большинства первоначальных свойств системы). В результате реализации инноваций шестого порядка создаются образовательные системы «нового вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохране­нии системообразующего функционального принципа. И наконец, инновации седьмогопорядка представ­ляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется «новый род» образовательных систем.

Новшества могут быть классифицированы по причинам появления. На основе анализа различных инноваций выявлены следующие источники создания новшеств в образовании: - передовой педагогический опыт – источник новых методик, технологий и техник, преобразовывающих педагогическую прак­тику; - фундаментальные и прикладные исследования в области пе­дагогических дисциплин, таких, как педагогика, сравнительная педагогика, история педагогики, дидактика, частные методики обучения; - достижения смежных с педагогикой дисциплин – филосо­фии, культурологии, психологии, медицины, социологии, си­нергетики; - административные решения – законы, постановления, про­екты, программы, которые инициируются чиновниками, поли­тиками, администраторами; - глобальные образовательные и иные процессы в стране, мире, во Вселенной.

По глубине производимых изменений выделяют следующие типы инноваций:

-Модифицирующие инновации; -Улучшающие инновации; -Прорывные инновации; - Интегрирующие инновации.

 

Вы здесь: Home Педагогика Вопросы к экзамену по инновационным процессам в образовании