Вопросы к экзамену по инновационным процессам в образовании

Этапы инновационной педагогической деятельности

 

1 этап – зарождение инновации. Этот этап обусловливается за­коном цикловой повторяемости педагогической инновации: но­вое возрождение старого в новых условиях – гимназий, лицеев, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современ­ных педагогических проблем. 2 этап– освоение педагогических инноваций. Для данного этапа характерна тенденция усиления потребностей в новом педаго­гическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении.

Первая схема

1.Формулирование педагогической проблемы.

2.Анализ педагогической проблемы.

3.Анализ путей решения проблемы.

4.Выбор пути решения посредством введения инновации.

5.Прогнозирование последствий решения.

6.Апробация (возможен отказ от нововведения).

Вторая схема

1.Ознакомление с инновацией (первоначальная информация).

2.Появление интереса (поиск дополнительной информации).

3.Оценка инновации и решение освоить ее.

4.Апробация (возможен отказ от нововведения).

3 этап– «рутинизация», превращение инноваций в тради­цию, привычный способ деятельности. На данном этапе приме­нение инновации начинает носить массовый характер. Этот этап обусловливается двумя законами: законом финaльной реaлизации инновационной деятельности и законом стереотипизации педагогической инновации.

Рассмотренная структура инновационной педагогической дея­тельности не единственная. С.А. Шаронова считает, что процесс внедрения педагогических инноваций в практику может иметь иные этапы.

1.Первый этап нужен, чтобы определиться в выборе цели и средств инновационной деятельности, проводить анализ ситуа­ции в образовании на всех его уровнях: международном, уровнях страны, региона, конкретного образовательного учреждения.

2.Вторым этапом является выбор средств внедрения ин­новации. Под средствами подразумевают кадровую, материально­-техническую, финансовую и моральную базу образовательного уч­реждения, его юридический статус; ведение экспериментальной (исследовательской) работы. Результатами этапа являются созда­ние концепции инновации, определение объема последней и раз­работка технического задания на ведение исследовательской ра­боты в выбранном направлении инновационной деятельности.

3.Третий этап – разработка программы реализации экс­перимента и научно-методического обеспечения инновации. При разработке программы эксперимента особое внимание уделяется определению его этапов и критериев диагностики ожидаемых ре­зультатов, соотношению значимости и новизны этих результатов с имеющимся традиционным опытом. Научно-методическое обес­печение является как выражением содержания инновации, так и гарантом возможности ее реализации на практике. Результатами третьего этапа являются реализация программы педагогических инновации, создание их развитого научно-методического обеспе­чения и разработка рекомендаций по широкому использованию инноваций.

4.Четвертый, заключительный, этап – внедрение инновации в практику, превращение ее в традицию. На этом эта­пе вырабатываются нормативы содержания, финансирования ее правового обеспечения инновации. Основным здесь является экс­пертиза результата инновационной деятельности, которая опре­деляет степень значимости и ценности инновации, уровни ее вне­дрения.

Вы здесь: Home Педагогика Вопросы к экзамену по инновационным процессам в образовании