Вопросы к экзамену по инновационным процессам в образовании

Факторы, препятствующие нововведениям

 

Анализ невосприимчивости к инновациям в об­разовательной сфере позволяет выделить несколько уровней причин неприятия инновации.

1.Стратегический уровень. На этом уровне причины неиннова­ционности определяются особенностями административно-­командного механизма управления образованием.

2.Уровень образовательных систем. Причинами невосприимчи­вости образования к нововведениям на этом уровне долгие годы были ведомственный мо­нополизм управленческих структур в образовании, неразвитость в регионе основных элементов обеспечения инновационного цикла; унификация образовательных структур на всех уров­нях; «закрытость» систем образования внутри социокультурной сферы; отсутствие «посреднических» организаций между наукой и практикой образования; невосприимчивость к инновациям кадров высшей квалификации, в особенности управленцев в об­разовании.

З.Уровень образовательного учреждения - отсутствие у практических педагогических работников.

О.С. Советова - портреты разных типов отноше­ния к нововведениям.

«Консерватор». Он согласен с тем, что стабильность, устойчи­вость в жизни всегда лучше нестабильности, неустойчивости. Сим­патизирует тому, кто сомневается в полезности (целесообразно­сти) смелых начинаний и нововведений, проявляет разумную осмотрительность. «Радикальный инноватор». Совершенно не согласен с тем, кто сомневается в полезности (целесообразности) смелых начинаний и нововведений, проявляет разумную осмотрительность. Не счи­тает, что стабильность, устойчивость в жизни всегда лучше неста­бильности и неустойчивости, полагает, что надо действовать решительно и смело – убрать камни с пути разом. «Умеренный». Согласен с утверждением, что тот, кто сомнева­ется в полезности (целесообразности) смелых начинаний и но­вовведений, проявляет разумную осмотрительность. В то же вре­мя считает, что, если жить по принципу «капля камень точит», ничего серьезного не добьешься: надо действовать решительно и смело – убрать камни с пути разом. «Инноватор». Не согласен с тем, что тот, кто сомневается в полезности (целесообразности) смелых начинаний и нововведе­ний, проявляет разумную осмотрительность, как и с тем, что стабильность, устойчивость в жизни всегда лучше нестабильно­сти и неустойчивости. Пожалуй, не согласен с тем, что надо дей­ствовать решительно и смело, что нужно решительно вводить но­вое и что только тот, кто боится разумного риска, действует по пословице «Семь раз отмерь, один отрежь».

К. Ушаков, рассматривая одну из возможных моделей ре­акции человека на «навязывание» ему нововведе­ния, условно разделяет ее на пять фаз: отрицание, сопротив­ление, исследование, вовлеченность, традиционализация.

Фаза отрицания для подчиненного может характеризоваться состоянием оцепенения, шока, растерянности. Происходит ори­ентация на прошлое. На первой фазе часто отрицательную роль играет недостаточная информированность педколлектива о харак­тере нововведения, поэтому целесообразно, игнорируя проявле­ние недовольства, ориентировать подчиненных на будущее, давая им время для адаптации.

На фазе сопротивления возможны проявление подчиненными раздражения, возникновение у них депрессии, связанной с ощу­щением неизбежности перемен. Руководителю необходимо нала­дить «обратную связь» с коллективом, больше слушать, поддер­живать колеблющихся. Но порой целесообразным может быть и резкое столкновение, вплоть до категорического: «Делайте или уходите».

На этапе исследования подчиненный, согласившись с неизбеж­ностью перемен, начинает ориентироваться в новых формах дея­тельности. Руководителю необходимо следить за процессом, под­держивать его динамику, из обилия идей выделять приоритеты.

Для этапа вовлеченности характерно возникновение творческих групп. Постановка целей становится более точной. Резко улучша­ется координации деятельности. На данном этапе необходимо со­вместно с подчиненными разрабатывать долгосрочные цели, сосредоточившись на создании новых символов и ритуалов.

Вы здесь: Home Педагогика Вопросы к экзамену по инновационным процессам в образовании