Вопросы к экзамену по инновационным процессам в образовании

Удовлетворение образовательных потребностей граждан – цель инновационной деятельности в сфере образования.

 

Эффективность государства определяется в первую очередь тем, насколько оно в состоянии удовлетворить образовательные потребности своих граждан.

У государства нет права подчинять потребности и интересы граждан своим потребностям и интересам. Сегодня образование в России должно стать основной сферой государственных и частных инвестиций, цель которых сделать его одним из главных источников не только общекультурного развития, но и личного благополучия граждан.
Но в отличие от «эпохи развитого социализма» государство должно финансировать не столько свой «оборонный заказ» образованию, сколько реализацию гражданами их образовательных потребностей. Однако сами по себе образовательные потребности граждан не формируются. Именно поэтому современная образовательная политика – это общественная педагогика, формирование новых образовательных потребностей у граждан, которые они возвращают системе образования как новый заказ. И гибкая современная система образования может на этот новый заказ отреагировать. Переход к рыночной экономике и гражданскому обществу – это переход от системы образования государственного заказа к системе образования общественных потребностей. Это означает, что не чиновники и власть, а местное сообщество и родители оказываются в роли основных «заказчиков» устройства системы образования, и ее управления, и даже содержания образования. Соблюдение общественного образовательного договора принесет доступность качественного современного образования всем гражданам, а также высокую социальную и профессиональную мобильность граждан. А доступность качественного образования и мобильность являются основой благополучия, потому что дадут гражданам возможность конкурентоспособности на рынке труда, государству обеспечат общественную и социальную стабильность, а национальному производству – возможность динамичной смены технологий.

Чтобы обеспечить высокий уровень образования, гибкость и современность школы, заработную плату работникам образования, необходимо всячески развивать гражданскую активность в области образовательной политики. Только тогда государство, правительство и местные органы власти будут чувствовать себя не единоличным хозяином, а исполнителем, нанятым гражданами и подписавшим с ними общественно-образовательный договор. Невыполнение такого договора автоматически означает уход со своего поста мэра, министра, главы правительства, президента, в конце концов. Но для того чтобы общественный образовательный договор заработал, нужны гражданские образовательные институты. Какими они могут быть?
Институты образовательной политики. Школьные советы и попечительские советы. Общественные объединения граждан, родителей, попечителей, формулирующих свои потребности, интересы и даже требования относительно системы образовательных договоров: граждан – с учебными заведениями, учредителей – с учебными заведениями, государства – с гражданами и так далее.
Своего рода потребительские союзы, или, точнее сказать, объединения заказчиков образовательных программ и условий их реализации.
Эти объединения могут самостоятельно формировать образовательную политику, они и есть та последняя инстанция, которая определяет ориентиры школьной жизни, принимает решения относительно важнейших вопросов: переход на 12-летнее обучение, или отмена вступительных экзаменов в вузы, или начало обучения в школах с 6 лет, или платность или бесплатность учебников и даже назначение или снятие с должности руководителей образования – от директора школы до министра. Но главная забота этих общественно-образовательных объединений граждан – от школьного совета до российского союза попечителей – это бюджеты. Школьный, муниципальный, областной, федеральный.

Вы здесь: Home Педагогика Вопросы к экзамену по инновационным процессам в образовании