Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии - Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза

Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.

 

Экспертиза — исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, например, педагогическая экспертиза. Экспертное оценивание — процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Экспертная оценка — мотивированное экспертное суждение. Экспертное заключение — документ, принимаемый в результате экспертной оценки. Экспертный метод — комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного решения. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок. Этапы экспертной оценки: Начальный этап включает определение цели и задач, которые должны быть решены экспертами, меры ответственности и прав рабочей группы, сроков проведения экспертизы, подбор экспертов для проведения экспертизы, определение их компетенции. Следующий этап — важнейший заключительный этап экспертной оценки, обеспечивающий основу для компетентного решения. Научно-педагогическая экспертиза— это анализ и оценка функциональной эффективности структурных элементов образовательного учреждения, составление проекта их развития и плана его внедрения в практику работы ДОУ.

Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений

С целью регуляции качества дошкольного образования, защиты детей от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентации работы ДОУ на педагогику развития проводится обязательная экспертиза комплексных (включает все основные направления развития ребенка) и парциальных (включает одно или несколько направлений развития ребенка) программ дошкольного образования.

Экспертиза осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ или региональных (местных) органов управления образованием. В первом случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию во всех ДОУ РФ, во втором — в ДОУ региона (города, района).

Экспертиза набора парциальных программ осуществляется: советом педагогов ДОУ для использования набора программ в работе этого учреждения; комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

Экспертиза деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации

Экспертиза осуществляется специальной комиссией, в состав которой, как правило, включаются внешние эксперты из числа методических, психологических и социологических служб, органов управления образованием, научных организаций и др.

С целью установления соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в ДОУ требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования комиссия изучает и анализирует содержание и методы воспитания и обучения: программы и педагогические технологии; взаимодействие участников педагогического процесса; максимальный объем нагрузки на детей в организованных формах обучения.

Основными методами экспертизы являются следующие: изучение представленных материалов самоанализа деятельности ДОУ, нормативно-правовой документации; анализ программного, учебно-­методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы; наблюдение; исследование предметно­развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников; анализ планирования, результатов диагностики и др.

На основании экспертных заключений и сведений о ДОУ по показателям деятельности комиссия по государственной аккредитации делает выводы: об уровне и направленности реализуемой образовательной программы; о соответствии деятельности ДОУ показателям по типу, виду и категории.

Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения и Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения проводятся с целью аттестации на вторую, первую, высшую квалификационную категорию для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников.

Целью экспертизы деятельности руководителя и воспитателей ДОУ является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

Выявление уровней квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) практической деятельности осуществляется посредством комплексной экспертизы.

На первом этапе экспертами исследуются материалы самоанализа педагогических и руководящих работников.

Второй этап — определение уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников с помощью: компьютерного тестирования; анкетирования; оценки результатов профессиональной деятельности. Методы второго этапа (при аттестации педагогических работников): защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки, реализованного педагогического проекта; собеседование, творческий отчет. Методы второго этапа (при аттестации руководящих работников): Защита программы развития ДОУ; Собеседование по вопросам управленческой деятельности.

Определение продуктивности (результативности) практической деятельности педагогических и руководящих работников происходит на третьем этапе комплексной экспертизы. Методы третьего этапа (при аттестации педагогических работников): Анализ материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности; Посещение и анализ учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым. Методы третьего этапа (при аттестации руководящих работников): Анализ материалов, отражающих продуктивность деятельности ДОУ и продуктивность деятельности самого руководителя; Анализ реализации программы развития ДОУ, результатов инновационной деятельности; Презентация результативности деятельности ДОУ в форме публичного доклада.

Научно-педагогическая экспертиза— проводится с целью анализа определенных направлений работы ДОУ и принятия управленческого решения по этому направлению.

Можно выделить три группы целей научно-педагогической экспертизы в ДОУ:

1. Выявление особенностей определенного направления воспитательно-образовательной работы для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса. Такая формулировка цели встречается преимущественно в работе отдельных специалистов.

2. Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения. Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.

Основной метод — диагностика (Медицинская, Психологическая, Педагогическая, Управленческая).

Принимать участие в диагностической работе могут все работники дошкольного образовательного учреждения: руководители, педагогический (включая педагога-психолога) и медицинский персонал. Диагностика должна охватывать всех участников образовательного процесса, исходя из этого, можно выделить направления диагностической работы: диагностическая работа с детьми; диагностическая работа с родителями; диагностическая работа с сотрудниками. Диагностическая оценка фактических результатов позволяет регулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех участников.

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии