Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии - Типы конфликтов и причины их возникновения

Типы конфликтов и причины их возникновения. Стратегии и тактика поведения в конфликте. Пути предупреждения и преодоления межличностных конфликтов.

Конфликт (с латинского — столкновение) — высшая степень развития разногласий в системе социальных отношений, характеризующаяся противоборством, приводящим к устранению этих противоречий. Под конфликтом понимают столкновение в конкретной ситуации противоположных по направленности тенденций, мотивов, установок, интересов, потребностей, норм или типов поведения. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа, организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. Другими словами, конфликт — это ситуация, в которой сталкиваются не совпадающие интересы одного или нескольких участников, преследующих различные цели, причем пути и методы достижения своих целей у них различны.

Можно выделить следующие виды конфликтов:

- в зависимости от количества участников — внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые конфликты;

- в зависимости от направленности воздействия — вертикальные и горизонтальные;

- в зависимости от степени выраженности — открытые и закрытые (латентные), потенциальные, локальные, масштабные и др.

- в зависимости от воздействия на функционирование организации и последствий — функциональные и дисфункциональные, положительные и отрицательные, конструктивные и деструктивные;

- в зависимости от конфликтной установки и способов решения — антагонистические и компромиссные, абсолютные и институционализированные;

- в зависимости от причин возникновения — трудовые, бытовые, ролевые, статусные, позиционные, психологические и др.

Перечислить все причины возникновения конфликтов не представляется возможным. Но в целом конфликты вызываются тремя группами причин, обусловленными:

- трудовым процессом;

- психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.;

- личностным своеобразием членов группы.

Определяя стиль поведения человека в конфликте, современная теория конфликтов выделяет стратегию (возможные пути выхода из конфликта) и тактику поведения в конфликте.

Стратегия поведения в конфликте — это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цели в конфликте, другими словами это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте.

Возможные стратегии поведения в конфликте:

- конкуренция (соревнование) как стремление, активно и индивидуально действуя, добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны;

- уклонение (избегание), для которого характерно отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей;

- улаживание (приспособление), означающее принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны;

- сотрудничество, когда принимаются решения, полностью удовлетворяющие обе стороны;

- компромисс как метод взаимных уступок.

Тактика поведения в конфликте — это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые в конечном счете определяют стиль поведения человека в конфликте.

Для стратегии "уклонение" характерны такие тактические приемы как: прекращение общения с оппонентом или формальные отношения с ним, поза обиженного и т.п.

Для стратегии "улаживание" характерны такие тактические приемы как: вид, будто ничего не произошло, согласие на условия оппонента ради мира и т.п.

Для стратегии "конкуренция" характерны такие тактические приемы как: продолжение доказывания человеку ошибочность его точки зрения, поиск союзников с целью оказать на противника должное воздействие, требование уступок ради соглашения, и даже физическое или моральное насилие.

Для стратегии "компромисс" характерны: предложение поделить "конфликтный пирог" поровну, забота о сохранении нормальных отношений на будущее, иногда дается согласие на уступку с намерением впоследствии получить чуть-чуть больше.

Для стратегии "сотрудничество" характерны такие тактические приемы как: признание существующего конфликта, открытость интересов и претензий, и ожидание этого от партнера, намерения действовать с партнером на равных (паритетные социальные отношения), приглашение партнера к совместному поиску решений конфликтной проблемы, честное принятие на себя ответственности за удачу и неудачу в разрешении конфликта, совместные поиски выхода из конфликтной ситуации.

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии