Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии - Межличностный конфликт

Межличностный конфликт

 

Межличностный конфликт — это конфликт, возникающий из-за антипатии, личной неприязни на основе несовпадения ценностей, норм, установок как при наличии, так и при отсутствии объективных причин конфликта.

Во многих случаях причиной межличностного конфликта является сам человек, его личные особенности, формы его поведения, т.е. речь идет как о ситуационных предпосылках конфликта, таких, как физическое утомление, плохое настроение и т.п., так и о характерологических предпосылках, таких, как устойчивые качества личности, ее характера, которые располагают к столкновению с окружающими, вызывают чувство антипатии, противодействия.

Предупреждение межличностных конфликтов

Необходимо серьезно взвесить все возможные "за" и "против" в предлагаемом конфликте и задать себе несколько вопросов:

- действительно ли существует противоречие, из-за которого стоит конфликтовать?

- возможно ли решить возникшие проблемы другими способами, не прибегая к конфликту?

- существуют ли гарантии, что вы достигните желаемых результатов в предстоящем конфликте?

- какова будет цена победы или поражения для Вас и Вашего оппонента?

- каковы возможные последствия конфликта?

- как будут реагировать на конфликт окружающие Вас люди?

Избежать конфликта можно также избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми или с теми, кто Вас чем-то раздражает, или с теми, кого раздражаете Вы.

Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема урегулирования и разрешения конфликта.

Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между индивидами противоречий.

Все это открывает следующую стадию в развитии конфликта — стадию совместного поиска вариантов его разрешения. Универсальным средством разрешения конфликтов являются переговоры.

В межличностном конфликте люди как бы скованы взаимными обидами, претензиями и другими негативными эмоциями. Сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно — каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная хотя бы одной из сторон может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации предполагает соблюдение ряда условий:

- отделить реальные причины конфликта от инцидента — формального повода для начала столкновения;

- сконцентрировать внимание на существующих проблемах, а не на личных эмоциях;

- действовать по принципу "здесь и сейчас", т.е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфликта, не вспоминая другие спорные события и факты;

- создавать обстановку равного участия в поисках возможных вариантов урегулирования конфликта;

- говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

- уважительно относиться к личности оппонента, говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности;

- создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции и оппоненты не могут или не желают идти на диалог друг с другом, то в качестве первого этапа урегулирования такого конфликта следует использовать так называемые косвенные методы:

- Метод "выхода чувств" (оппоненту дают возможность высказать все то, что у него наболело, понижая спровоцированное конфликтом эмоционально-психологическое напряжение, после чего человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации).

- Метод "положительного отношения к личности" (высказать конфликтующему свое сочувствие и дать положительную характеристику его личным качествам — стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта).

- Метод вмешательства "авторитарного третьего" (содействие "третьего", пользующегося доверием).

- Прием "обнаженная агрессия" (в игровой форме в присутствие третьего лица оппонентам дают "выговорить наболевшее" для снятия напряжения).

- Прием "принудительного слушания оппонента" (конфликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга, при этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен полностью воспроизвести его последнюю реплику).

- Обмен позиций (конфликтующим предлагают высказать претензии с позиции своего оппонента, что позволяет им лучше понять своего оппонента).

- "Расширение духовного горизонта спорящих" (попытка вывести конфликтующих за рамки своего субъективного восприятия конфликта и помочь им увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями).

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии