Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии - Личность в группе

Личность в группе: социальная идентичность. Социально психологические качества личности. Отношения в социальной группе как предмет труда руководителя.

 

Для социальной психологии крайне важен такой психологический вопрос: какова зависимость формирования определенных качеств (свойств) личности от "качества" групп, в которых осуществляется процесс социализации и в которых актуально разворачивается ее деятельность? Другая сторона этой проблемы: какова зависимость формирования определенных "качеств" группы (т.е. ее психологических характеристик) от того исходного материала (т.е. психологических характеристик личностей), с которого начинается процесс оформления группы?

Социальная идентичность личности— по сути это нестрогое обозначение групповых идентификаций личности, т.е. самоопределения индивидов в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей как "своих" и "не своих".

Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа "Я", которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп. Так, например, в "Я-образ" может входить осознание себя как мужчины, европейца, англичанина, студента, представителя средних слоев общества, члена спортивной команды, молодежной организации и т.д.

Социальные группы и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной.

Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное — низкий.

Индивиды стремятся к достижению или сохранению позитивной социальной идентичности.

Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других.

Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в соответствии с ее общественным статусом называется социальной ролью.

Социально-психологические качества личностирассматриваются как "вторичные" по отношению к "базовым" свойствам, изучаемым в общей психологии (мышление, память, воля и т.п.). Эти социально-психологические свойства сведены в четыре группы:

1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);

4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.).

Отношения в социальной группе, стиль ее жизнедеятельности в значительной мере определяются ее руководителем.

Важнейшей задачей руководителя является формирование и развитие коллективности в совместной деятельности, максимальной включенности каждого члена коллектива в трудовой процесс, создание морально-психологического климата, основанного на деловом сотрудничестве и взаимопомощи. Межличностные отношения в коллективе, уровень их развития, модальность (эмоциональная окраска) отношений — индикатор реализации руководителем данной задачи.

Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе, влиять на характер межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. влиять на социально-психологический климат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.

 

 Создание условий в дошкольном учреждении для реализации задач математического развития детей.

Под математическим развитием ребенка дошкольного возрастапонимается целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных (базовых) свойств и качеств математического стиля мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности.

Математическое развитие дошкольника несет на себе важнейшую задачу развития познавательной сферы ребенка в целом, а также задачу формирования и развития математического мышления как основы для стимулирования математических способностей.

Сформулируем основные задачи математического развития дошкольника:

- обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.д.);

- формирование и развитие обобщенных приемов умственной деятельности (сравнение, обобщение, анализ и т.п.);

- формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления и творческого воображения;

- формирование и развитие пространственного мышления;

- формирование элементарных графических умений и навыков;

- подготовка к изучению математики в начальной школе.

Содержание математического развития в ДОУ: доматематические виды деятельности (сравнение, уравнивание, комплектование); математические виды деятельности (счёт, измерение, вычисление) плюс элементы логики и математики.

В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

Всё это опирается на развивающую математическую среду, условия, которые создаёт педагогический коллектив ДОУ условия для формирования у детей элементарных математических представлений.

В группах выделяются математические уголки (или уголки занимательной математики) — это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя для этого обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Дидактический процесс должен быть обеспечен качественными наглядно-дидактическими пособиями по всем разделам математики.

В группах в достаточном количестве должны быть представлены следующие материалы:

- демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме (счетные палочки, веера цифр, модели геометрических фигур, раздаточные наборы карточек и различных предметов для счета, сравнивания и т.п).

- материалы и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (касса цифр, весы, мерные стаканы и др.).

- материал для развития пространственных (стенды, доски со схемами и др.) и временных (календари, часы: песочные, солнечные, с циферблатом и др.) представлений.

- дидактические игры с математическим содержанием типа лото, домино; настольные игры; игры типа "Танграм", геометрические головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение и т.п.

В некоторых детских садах имеются отдельные математические кабинеты, оснащенные всеми необходимыми наглядными и дидактическими материалами, компьютерной техникой и т.п.

Отдельный кабинет и отдельная зона математического развития позволяют использовать разнообразные формы деятельности: соревнования, конкурсы, вечера досуга, математические развлечения.

Организация математически развивающей среды позволяет объединить в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими. Кроме того, позволяет: обеспечить единство воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их; обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх; осуществлять индивидуальную работу с отстающими воспитанниками и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

Необходимым условием математического развития ребенка является его крепкое здоровье: нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей, высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции дошкольного учреждения.

Заведующая должна продумать, как обеспечить достаточное освещение, особенно учебных мест (правильное освещение поверхности рабочего стола, демонстрационных пособий, лица воспитателя; источник света должен находиться слева или сзади от детей) и книжного уголка.

Систематически вместе с врачом заведующая проверяет гигиеническое состояние мебели и пособий: соответствие росту ребенка стола и стула, наличие пособий, чистоту и опрятность всей обстановки.

Методическая поддержка работы по математическому развитию дошкольников

В библиотеке, составленной из пособий и другой литературы, должна быть выделена рубрика "Методика математического развития".

Печатные методические пособия (книги, журнальные статьи, инструктивно-директивные материалы и др. материалы по основным задачам математического развития).

Рукописные методические пособия отражают передовой опыт данного детского сада и других дошкольных учреждений (конспекты, доклады, перечни занятий, сценарии и др.).

Кроме того, в методическом кабинете хранится часть наглядных пособий для работы с детьми — дидактический материал, пособия, раздаточные комплекты натуральных предметов и т.д.

Самостоятельную группу составляют технические средства обучения и соответствующие аудиовизуальные пособия: экранные — диафильмы, слайды и др.; звуковые — магнитные, граммофонные записи, радиопередачи, магнитофильмы; экранно-звуковые (озвученные) диафильмы, звуковые кинофильмы, телепередачи.

 

Вы здесь: Home Педагогика Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии